Как он рассказывал, написать её он решил после того, как вместе со своей женой Элен Тершан-Барашковой проехал вдоль французской Сены от истока до впадения в море. Результатом этого путешествия стала книга о главной реке Франции. Тогда же родилась идея написать и книгу о главной реке Архангельской области — Северной Двине.
Как выразился Юрий Анатольевич, это должна была быть книга-сестра, ведь, по его мнению, Северная Двина и Сена имеют много общего. В частности, обе реки примерно одинаковы по длине: Сена — 776 километров, Северная Двина — 744 километра. Но главное по выражению автора, что обе они являются хранительницами магической тайны времени, звеном, связующим нас с прошлым.
Книга «Северная Двина» из тех, в которой легко «залипнуть». Её можно читать с любой страницы или раздела, продвигаться вперёд и возвращаться обратно, делая своеобразный «заплыв» по книге-реке, которая может вынести и к её истокам, и к историческим событиям, которые разворачивались на её берегах или были с ней связаны.
Чтобы представлять тематику этого издания, стоит назвать некоторые разделы: «Удостоверение личности»; «Характер Северной Двины»; «Небо Северной Двины»; «Предыстория»; «Исток»; «Малая Северная Двина»; «Северная Двина в истории России»; «Столбовая дорога между Западом и Московией»; «Архангельское адмиралтейство»; «Эпоха «колёсников»; «Лесосплавная река»; «Северная Двина в Первой мировой и гражданских войнах»; «Северная Двина во Второй мировой войне»; «Ворота в Арктику»…
Книга скомпонована по необычному принципу — огромное количество информации, данной в весьма сжатом виде, и просто обилие всевозможных иллюстраций — фотографий, старинных гравюр, карт разных времён, открыток, художественных полотен.
Представлен здесь фрагмент карты, созданной Сигизмундом фон Герберштейном, дипломатом Священной Римской империи. На ней — одно из самых первых картографических изображений Северной Двины, сделанное в 1549 году.
Герберштейн дважды посетил Русское государство: в 1517 и 1526 годах. Результатом поездок явилась изданная в 1549 году на латинском языке книга «Записки о Московских делах».
Юрий Барашков пишет, что Герберштейн создал первое всестороннее описание России. Проиллюстрированные многочисленными прекрасными гравюрами «Записки о Московских делах» стали основным источником знаний европейцев о России. Среди прочего Герберштейн описал регион Северной Двины…
Взгляд со стороны на знаковые для нас события всегда очень интересен. К примеру, как возводилась Новодвинская крепость, наблюдал нидерландский художник, путешественник и писатель Корнелис де Брюйн и описал их в книге «Путешествие через Московию в Персию и Индию». Вот как он рассказывает об этом событии: «Бутовый камень для облицовки стен «ломали» в Орлецах и доставляли к месту строительства на дощаниках. Петровские инженеры Яган Адлер, Георг Резе и Сильвестр Иевлев реализовывали на архангельской земле самые передовые по тому времени фортификационные идеи французского военного архитектора Себастьена Вобана».
А вот как нидерландский путешественник рассказывает о первом бое, который приняли защитники крепости, а его свидетельства приводит в своей книге Юрий Барашков: «26 июня, когда строительство крепости было в полном разгаре, люди, находившиеся на крепостном валу, с изумлением и тревогой наблюдали за тремя судами, приближавшимися с моря. Вскоре два из них сели на мель, причём оба — носом к строящейся крепости. Их пушки, расположенные по бортам, оказались практически бесполезными. Артиллеристы третьего корабля старались помочь попавшим в беду товарищам, но исход боя практически был решён. Через тринадцать часов гарнизон крепости захватил севшие на мель корабли, а третий корабль поспешно покинул поле боя и вернулся к основным силам эскадры — фрегатам, стоявшим на якоре у острова Мудьюг. Вскоре стало известно, что три небольших корабля были лишь частью большой шведской эскадры, состоявшей из семи боевых единиц под командованием адмирала Карла Леве. Ободрённый победой под Нарвой, шведский король Карл XII приказал Леве сжечь Архангельск и разрушить всё, что способно к обороне…»
В книге «Северная Двина» рассказывается и о выдающихся личностях, которые так или иначе связаны с главной рекой Архангельской области. Это Михаил Ломоносов, Иван Грозный, Пётр Первый, Георгий Седов, Владимир Воронин, Иван Папанин, Александр Борисов, купцы Строгановы…
Представлены здесь деятели, имена которых, возможно, кому‑то менее известны, но они весьма значимые. Вот некоторые их них.
Питирим Сорокин родом из Яренского уезда. Эсер, вёл большую политическую деятельность, после революции был арестован, выслан. В 1931–1959 годах профессор Гарвардского университета. Стал выдающимся учёным с мировым именем.
Борис Вилькицкий, морской офицер, геодезист и гидрограф, исследователь Арктики, первооткрыватель Северной Земли. В 1914–1915 годах Вилькицкий совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.
Афанасий Булычёв, купец 1‑й гильдии. Благодетель Русского Севера Почётный гражданин Архангельска.
Николай Лейкин, писатель, журналист и издатель. В 1898 году Лейкин предпринял путешествие по Северной Двине на колёсном пароходе, и на следующий год появилась его книга «По Северу дикому. Путешествие из Петербурга в Архангельск и обратно».
Василий Верещагин, выдающийся художник. Летом 1894 года Василий Верещагин с женой и маленькой дочкой предпринял путешествие на яхте-барке, построенной около Сольвычегодска, по Северной Двине от Великого Устюга до Архангельска. В этом плавучем доме он провёл около двух месяцев. Помимо живописных работ, результатом путешествия Верещагина стала его книга «На Северной Двине. По деревянным церквям».
Как известно, знаменитый Робинзон Крузо завершил своё необычное путешествие в Архангельске. Книга Даниеля Дефо заканчивается так: «Через пять дней добрались до Вычегды, впадающей в Двину. По Двине в неделю можно добраться до Архангельска. Мы купили две большие лодки и баржу, на которую свалили весь свой багаж. Третьего июля мы наняли опытных гребцов и отправились вниз по Двине. Восемнадцатого июля мы благополучно прибыли в Архангельск».
При этом сам автор всемирно известного романа не бывал в Архангельске. Юрий Барашков считает, что он сделал этот город конечной точкой странствований своего героя потому, что Архангельск был тогда единственно известным в мире морским портом России. На Западе Россия в то время ассоциировалась в первую очередь с Архангельском. Также известной там была и Северная Двина, по которой в глубь страны попадали западные путешественники и исследователи.
Книга «Северная Двина» — современное издание, которое легко «проглотит», как совсем юный читатель, привыкший получать информацию из интернета, так и человек взрослый, предпочитающий книги.
Книга Юрия Анатольевича Барашкова могла бы стать отличным учебным пособием для учеников разных классов — здесь соединены история, география, краеведение. Это было бы увлекательное плавание по удивительной реке, длина которой не ограничивается 744 километрами — она бесконечна…