12.08.2021 08:00

В Архангельске на Ильинском кладбище разрушили захоронения ветеранов. И никто не виноват?

Зимой на Ильинском кладбище в Архангельске по заказу администрации округа убрали порядка 290 деревьев. А как сошёл снег, люди потянулись навестить могилы родных и обнаружили многие участки разгромленными и замусоренными ветками и опилками

Сегодня на руках у некоторых пострадавших целые папки переписки с чиновниками, но повреждённые памятники и ограждения им никто так и не восстановил.

Фотография отца на земле

Людмила Васильевна Серебренникова рассказывает о том потрясении, которое она вместе с родственниками пережила, увидев могилу отца:

– Стоявший за нашей оградкой тополь спилен, а могила отца разрушена, оградки нет, оградки соседних участков тоже куда‑то пропали, кругом всё засыпано ветками и опилками, и – фотография отца на земле… Что с нами творилось тогда! Мы стояли в каком‑то оцепенении. В голове не укладывалось, что кто‑то мог так поступить с памятью о тех, кто здесь лежит. Это было как раз перед 9 Мая. Многие из похороненных здесь, как и наш отец, были участниками Великой Отечественной войны.

От центральных ворот кладбища участок Серебренниковых недалеко, однако последние метры мы преодолеваем с трудом, свернув с широкой сухой дороги в заросли между могильными оградками. Эти оградки стоят здесь так близко друг к другу, что приходится буквально протискиваться. К тому же многие участки и проходы между ними густо поросли травой и кустарником. Трудно поверить, что здесь вообще возможно сводить деревья: технике не подъехать – дорога далеко, а валить стволы, кажется, совсем некуда. Тем не менее, над зарослями тут и там показываются верхушки высоких пней впечатляющих размеров со светлыми ровными срезами.

Вблизи одного из таких пней Людмила Васильевна останавливается: здесь могила её отца. Но с виду это не участок – больше похоже на пустырь между участками, куда свалили старые памятники и древесный мусор: на могиле – несколько гранитных обломков, в нескольких метрах от неё ещё памятники, полулежащие на земле под внушительной тополиной ветвью, рядом целая куча древесного лома, явно сложенного человеческой рукой, и никаких оград. Впрочем, моя спутница утверждает, что ещё прошлым летом её участок и граничащие с ним имели приличный вид.

– Некоторые из этих участков никто не посещал много лет, но даже они выглядели достаточно аккуратно: памятники на своих местах, вокруг – ограждение, всё как положено, – говорит Людмила Васильевна. – Могила отца была ухоженная. Весь участок покрыт дёрном – всё это теперь уничтожено. Оградка осталась только с одной стороны – с трёх других пропала. Металлический цветник стоял – его мы тоже так и не нашли.

Остались торчащие из земли металлические обрубки, бывшие «ножки» оградки – и они явно спилены болгаркой.

«Естественные причины»

Официальные комментарии главы округа Веры Пономарёвой и главы города Дмитрия Морева были опубликованы сразу же после появления информации о массовом повреждении памятников и оград на Ильинском кладбище в СМИ. Одна из версий чиновников – захоронения могли пострадать от падения деревьев во время сильных ветров, в том числе ещё во время урагана 2018 года.

– Кладбище официально закрыто с 1976 года. На его территории много заброшенных захоронений, которые уже давно никто не посещает. На могилах успели вырасти деревья, которые представляют серьёзную опасность для приходящих на кладбище людей. Уже неоднократно фиксировались падения стволов от напора ветра, в связи с чем администрация приняла решение провести уборку старых тополей. Претензий к работе подрядчика у нас не было: мы контролировали весь ход работ и требовали с него отчёта по каждому шагу. Повреждения могил могут быть вызваны, в первую очередь, именно естественными причинами, когда ветхое дерево уже не выдерживает сильных порывов ветра и падает на ближайшие захоронения. Иногда аварийные тополя буквально врастают в ограду – тогда приходится убирать их вместе с элементом конструкции, – пояснила в городском паблике «Открытый Архангельск» «ВКонтакте» Вера Пономарёва.

Однако хозяева пострадавших участков встретили версию о «естественных причинах» с негодованием, как и заявление генерального директора подрядной организации «СЕРВИСРЕМНЕФТЕГАЗ», занимавшейся сводом деревьев, Владимира Гайдамака о том, что компания выполнила работу ответственно и качественно. И мы тоже, осмотрев участок Людмилы Васильевны и ещё несколько пострадавших в разных частях кладбища, разделили скепсис хозяев: все повреждения – рядом с пеньками недавно спиленных деревьев.

– К тому же как объяснить пропажу оградки – совпадение? Если бы дерево упало на неё по естественным причинам, она бы осталась, пусть и покорёженная, на участке. А если бы на неё покусились воры, тогда бы они унесли её полностью, а у нас с одной стороны осталась стоять, – рассуждает Людмила Васильевна. – Больше похоже на то, что оградка мешала рабочим спиливать дерево. И они бы её просто вытащили, а затем врыли бы в землю обратно, но вытащить у нас было никак: под землёй она для устойчивости вставлена в основание. И тогда они не стали выкапывать – просто спилили.

Через паблики Архангельска, где горячо обсуждается ситуация, мы нашли и свидетеля зимних работ на Ильинке.

– Я проходила через кладбище, там есть проход, и многие, чтобы сократить путь, идут там. В это время как раз там шло это «благоустройство». Рабочий носил кругляши от спиленных деревьев и складывал их. На кладбище творился бардак, хотя до этого там его не было. Валялись спиленные деревья, кругом был мусор от спиленных веток, покорёженные оградки и памятники. Я спросила у этого рабочего, что за безобразие они творят. Он лишь махнул рукой, мол, иди мимо, не твоё дело, и я не стала связываться, – рассказала архангелогородка Зинаида Щеголихина.

То, что ущерб захоронениям могли причинить рабочие подрядной организации, не исключали и в администрации округа, когда давали комментарии ещё в мае: «В связи с тем что работа проводилась в стеснённых условиях, без возможности в полной мере использования технических средств, были возможны повреждения памятников и оград».

Подписи разные, ответ один

Несмотря ни на что, тогда, весной, оставалось ощущение, что горожане не останутся с проблемой один на один. Глава округа заявляла, что по каждому факту повреждения захоронений будут разбираться отдельно. А в городских пабликах разошлось объявление окружной администрации о том, что специалисты готовы вместе с пострадавшими выезжать на Ильинское кладбище для проведения совместного осмотра участков.

Глава города тоже выступил с обнадёживающим заявлением.

– Ситуацию без внимания мы, конечно, не оставим. Если придётся искать родственников похороненных людей, будем просить подключиться к этой работе наши поисковые отряды и совет ветеранов, – отметил Дмитрий Морев.

Вскоре в пресс-службе городской администрации подтвердили, что администрацией округа заключён контракт, по которому уже проводятся работы по очистке территории кладбища от мусора и порубочных остатков.

Однако Людмила Серебренникова рассказывает, что от заместителя главы округа она услышала только: «Обращайтесь в суд против подрядчика самостоятельно».

Людмила Васильевна направила обращение к главе города, в котором попросила разобраться в ситуации, но и его «спустили» в администрацию Ломоносовского округа. Письменный ответ за подписью Веры Пономарёвой не оставил сомнений – разбираться с подрядчиком придётся самим. «В связи с тем что обязательства по вышеуказанному контракту обеими сторонами выполнены в полном объёме и контракт считается исполненным, администрация Ломоносовского территориального округа не вправе проводить претенциозную работу с подрядной организацией по вопросу возмещения ущерба имущества третьих лиц, которое было повреждено в ходе выполнения работ по контракту», – говорится в нём.

От обиды Людмила Васильевна написала даже в администрацию Президента, но и это письмо пошло «вниз» – в правительство области, а оттуда – в администрацию Архангельска, откуда, по её словам, пришёл ответ слово в слово, как от администрации округа, только на этот раз за подписью заместителя главы города по городскому хозяйству Владислава Шевцова и с указанием в качестве ответчика совсем другой организации – то ли подрядчик сменил название, то ли в администрации города просто ошиблись.

– Внизу на листке я обнаружила имя и телефон исполнителя, позвонила и спросила, как готовили ответ. Мне ответили, что на кладбище не ездили – просто запросили ответ у округа и переслали мне. И круг замкнулся, – разводит руками Людмила Васильевна.

Похоже на издёвку

В пресс-службе областного управления МВД, меж тем, сообщили, что в полицию продолжают поступать обращения от граждан по фактам повреждения захоронений на Ильинском кладбище – с начала мая их уже порядка 30. Уже после первых обращений было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 244 Уголовного кодекса Российской Федерации «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Но расследование уголовного дела ещё не закончено, и делать общие выводы о причинах ущерба пока преждевременно.

Но пострадавшие считают, что администрация округа недостаточно контролировала подрядчика, а акт приёмки работ вообще подписала заочно, и удивлены, что подробностями ведения этого контракта до сих пор не заинтересовались надзорные органы. Со стороны кажется очевидным, что контроль за выполнением работ по уборке аварийных деревьев на кладбище был необходим жёсткий, ведь о здешних «стеснённых условиях» было известно заранее. Ещё осенью 2020 года, сообщая о планах свести на Ильинском кладбище старые тополя и объясняя высокую стоимость этих работ, заместитель главы округа Наталья Сорванова говорила о том, что в отсутствие подъездных путей предстоит очень много ручного труда.

Непонятно, и как принимали работу в итоге. Фразы из официальных ответов вроде той, что «обязательства по контракту обеими сторонами выполнены в полном объёме», похожи на издёвку.

– В уме не укладывается, что могли видеть весь этот погром и принять работу без претензий! Как минимум это должно стать поводом для проверки, как вели этот муниципальный контракт, – считает Людмила Серебренникова.

Пока же эта история «благоустройства» выглядит циничным надругательством над чувствами горожан: убирали тополя, чтобы они не рухнули и не повредили захоронения, а в итоге и тополя рухнули, и могилы повреждены, и «обязательства выполнены в полном объёме». А речь идёт о разрушении могил ветеранов Великой Отечественной войны. А ответственность за дальнейшие разбирательства с подрядчиком – только на плечах пострадавших. 

Просим считать эту публикацию официальным обращением в прокуратуру Архангельска.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА. Фото автора