05.08.2021 15:00

Вкус чтения с Добролюбовкой: Власть над временем

Лето – прекрасное время не только для пляжа, дачи, походов и прогулок по городу. Это ещё отличный повод заглянуть в библиотеку и познакомиться с новыми книгами!
Pixabay ©

Андрей Рубанов «Человек из красного дерева», 2021 (18+)

Книга начинается как детектив. В провинциальном городке Павлово при странных обстоятельствах умирает историк-искусствовед Пётр Ворошилов.

А из дома похищен древний артефакт — голова святой Параскевы Пятницы, когда‑то отрубленной от деревянной статуи. В число подозреваемых попадает столяр-краснодеревщик Антип Ильин, он знал Ворошилова, даже сотрудничал с ним. Антип работает на частной мебельной фабрике, на вид ему лет 35, имеет репутацию искусного реставратора. Он хранит тайну, которая принадлежит не ему одному. И служит ей верно и преданно, наперекор всему. Рядом с ним его братья — мудрый Читарь, легкомысленный Щепа, суровый Никола Можайский — все они связаны одним происхождением, которое вынуждены скрывать.

Перед нами раскрывается многовековая история изгнанных из храмов деревянных изваяний, которые обрели способность жить. Любимой женщине Антип открывается: «Я — истукан. Деревянный человек. Нас мало, мы прячемся, мы боимся. Мы не стареем, не умираем. Мы — никто. В обычном мире нам места нет. Мы вроде бы живём Святым Духом — но на самом деле обречены на ложь и страдания. Наверное, уже понятно, что мечта нашего малого народца в том, чтобы стать людьми во всей полноте». Это преамбула романа. Она предваряет основные события книги: Антипа преследуют, его подозревают в убийстве Ворошилова, и он решается на крайний, тяжёлый шаг для каждого живого идола. Он понимает, что уже слишком много в нём появилось от человека. Роман — попытка, возможно, впервые в русской литературе, раскрыть секреты соединения славянского язычества с православным христианством.

Дмитрий Быков «Истребитель», 2021 (16+)

Роман посвящён советским пилотам 30-х годов, которые пересекали Северный полюс, покоряли стратосферу, совершали беспосадочные перелёты в Америку.

Лётчики-асы на далёких от нынешнего технического совершенства машинах ставили рекорды скорости, высоты, дальности, грузоподъёмности. Могучие, бесстрашные, благородные, взбалмошные и легкомысленные, они были рождены для подвигов и вечной славы, но вместе с тем изначально обречены на гибель. Все герои в романе имеют своих прототипов и носят другие имена. В прологе — ностальгическая встреча с повестью А. Гайдара. Но история разбитой голубой чашки рассказана совсем иначе. В каждой из семи глав — один эпизод из истории советской авиации. О роковом затяжном парном прыжке парашютисток Тамары Ивановой и Любови Берлин, о герое войны в Испании лётчике Анатолии Серове, о легендарном полёте женского экипажа самолёта «Родина», о загадочном исчезновении пионера дальних перелётов Сигизмунда Леваневского. А самый отважный и честолюбивый из всех авиаторов Валерий Чкалов безуспешно пытается перебраться с небосклона реального на небосклон политический. Роман построен на подлинном историческом материале — дневниках журналиста «Правды» Лазаря Бронтмана. Именно с него списан Лев Бровман, глазами которого мы по большей части видим происходящее. Рекорды, головокружительно рискованные беспосадочные перелёты, победы, приёмы в Кремле, воздушные бои в Испании, аварии, увечья, смерти — «Истребитель» читается как своеобразная энциклопедия успехов и поражений героев авиации накануне большой и страшной войны.

«Без очереди». Сцены советской жизни в рассказах современных писателей, 2021 (16+)

Книга продолжает традицию бестселлеров Редакции Елены Шубиной «Москва: место встречи», «В Питере жить» и «Птичий рынок», объединяя под одной обложкой 38 новых рассказов известных современных писателей о советской эпохе.

Особенность книги — отсутствие единого формата. Рассказы соседствуют здесь с очерками, мемуарами, эссеистикой, литературоведческими статьями.

Почти все авторы вспоминают молодость. Пионервожатый Евгений Водолазкин, преодолевающий трудности в южном походе, юная модница Людмила Улицкая, путешественник Александр Генис, кстати, побывавший на Соловках. «Ностальгия — самый устойчивый тренд двух последних десятилетий. Мы перебираем былые моды, роемся в подшивках старых журналов, узнаём неизвестные подробности из жизни кумиров детства и юности», — пишет Сергей Николаевич в рассказе «ГУМ: сцены у фонтана», ему вторит Александр Васильев в эссе «Перелицовка» — как легендарные актрисы буквально из ничего творили шляпку, платье, туфли.

А Наталья Зимянина, дочь члена политбюро, описывает жизнь почти при коммунизме одной, отдельно взятой семьи. Сборник дополняют мрачновато-нежные иллюстрации Саши Николаенко. Это автор романов о небесном почтальоне Феде Булкине, но текста её в книге нет — только рисунки.

Вынесенная в заглавие непременная реалия советской жизни несколько снижена отменяющим предлогом — да, было непросто, но зато есть что вспомнить, и хорошего, оказывается, было не меньше, чем плохого.

Эдвард Кэри «Кроха», 2020 (18+)

Кто такая Анна-Мария Гросхольц? Скорее всего, это имя вам ничего не скажет.

Но наверняка все слышали о мадам Тюссо. Роман английского писателя и драматурга посвящён создательнице знаменитого лондонского Музея восковых фигур. Эдвард Кэри изучал письма, свидетельства, документы 15 лет. Служил в Музее мадам Тюссо, возможно, там родился замысел романа.

Она родилась в 1761 году в швейцарской деревне. В шестилетнем возрасте Мари попала в Берн и стала помощницей скульптора, доктора Филиппа Куртиуса. Её прозвали Крошкой за маленький рост и субтильность. Вскоре Мари осталась сиротой, но, сильная и талантливая, она научилась шить, кроить, снимать мерки с человеческого тела, знать досконально его анатомические части и, самое главное, лепить всё это, воссоздавая в точности, из воска. Доктор запечатлевал заказчиков в миниатюрных восковых бюстах. Перебравшись в Париж, они начинали с масок и голов преступников, потом были бюсты Руссо, Вольтера, членов семьи короля.

На плечи Мари выпадает множество испытаний, она прожила жизнь удивительную, насыщенную событиями и лицами: короли, убийцы, палачи, художники. В середине 1830‑х мадам Тюссо обосновалась в центре Лондона, о её выставках пишет молодой журналист Чарльз Диккенс.

Со временем быть частью коллекции мадам Тюссо стало невероятно престижно, её новыми персонажами становились самые знаменитые люди эпохи: адмирал Нельсон, лорд Байрон, сэр Вальтер Скотт, королева Виктория. Так, маленькая и абсолютно неприметная женщина, останавливая процесс старения своих героев, обрела власть над временем.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.