30.07.2021 11:00

В Кенозерье студенты отреставрировали иконы конца XIX — начала XX века

В течение трёх недель в Кенозерском национальном парке преображались семь икон, написанных более ста лет назад для церкви во имя апостола Андрея Первозванного и Ильи Пророка деревни Ведягино
Фото прес-службы национального парка Кенозерский
Икона «Святой Преподобный Алексей, Человек Божий». Реставрация – Виктория Шакирова
Студенты мастерской реставрации станковой живописи МГАХИ имени В.И. Сурикова

Главные герои этого действа — семь студенток реставрационного отделения Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств и их руководитель Максим Демин.

— Музеи довольно часто приглашают студентов реставрационных отделений для проведения консервационных и реставрационных работ на музейных предметах. И у Парка тоже есть такой опыт. Но мы впервые пригласили на реставрационную практику студентов МГАХИ имени В. И. Сурикова. И очень благодарны руководству института и мастерской реставрации станковой живописи, которые поддержали наше предложение. Ещё одно значимое событие — в год 30-летия Парка в Вершинино появились свои «реставрационные мастерские» — специальное помещение, где реставраторы смогут «лечить» аварийные музейные предметы Кенозерья, — рассказала Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов Парка.

Иконостас очень необычен для Кенозерья. Иконы для кенозерских храмов и часовен чаще всего писали на досках, а эти святые образы написаны на холстах, натянутых на деревянные щиты. Из всего иконостаса сохранилось только семь икон.

— В этих иконах прослеживается как минимум три иконописца. Некоторые иконы написаны очень тонко, часть образов, схожих по технике и манере письма, выполнены менее профессиональной рукой, а обводка нимбов и надписи сделаны рукой несмелой, неуверенной — скорее всего, каким-то подмастерьем. А поскольку все иконы написаны на одинаковых фабричных холстах с использованием одних и тех же красок, то можно с уверенностью сказать, что созданы они одной артелью. В целом, это был очень нарядный, очень красивый, очень профессионально выполненный иконостас. Конечно же, мы очень надеялись, что на оборотах после демонтажа холстов сможем обнаружить авторские подписи, клейма, печати, штампы или что-то ещё, что помогло бы нам определить авторство этих икон или хотя бы место их изготовления, но мы ничего подобного не обнаружили, — пояснил Максим Демин, руководитель учебной практики, старший преподаватель МГАХИ имени В. И. Сурикова.

За свою вековую историю эти иконы пережили многое, что сказалось на их состоянии. Все они были сильно загрязнены, имели многочисленные мелкие прорывы и проколы холста, потёртости и утраты красочного слоя. Но самое худшее, что с ними случилось, — очень сильные и жёсткие деформации и провисания холста, с которыми студентам пришлось буквально бороться. «Мышечная память» холстов, их внешняя форма, зафиксировавшаяся несколько десятилетий назад, с большим трудом поддавалась воздействию. В итоге благодаря верно выбранной методике и упорству студентов, деформированные холсты сдались — их удалось выпрямить и натянуть на новые экспозиционные подрамники, изготовленные Сергеем Ершовым, мастером производственной базы Плесецкого сектора Парка.

Все этапы реставрации памятников, сложности, возникшие при работе с ними, будущие реставраторы представили на реставрационном совете. Шесть полностью отреставрированных икон — итог этой учебной практики. Реставрация ещё одной наиболее аварийной иконы будет продолжена в мастерских института, сообщает пресс-служба Кенозерья.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.