Архдрама выпустила небольшую брошюру, посвящённую постановкам по Фёдору Абрамову

Называется этот труд Нины Самойлович, заведующей литературной частью театра, «У вас – сама жизнь»

Это слова Фёдора Абрамова, обращённые к артистам и режиссёру Эдуарду Симоняну после просмотра архангельского спектакля «Две зимы и три лета» в апреле 1978 года. Вернее, писатель сказал так: «Самое отвратительное на сцене — игра в жизнь. У вас — сама жизнь».

Надо немного сказать об авторе. Нина Самойлович работает в театре с 1977 года, и с того времени за историю театра можно не беспокоиться: она помнит все даты, фамилии-отчества артистов и режиссёров, названия спектаклей. Завлит собирает все рецензии, интервью с актёрами, при её участии в театре появилась музейная комната и были организованы лекции по истории театра для зрителей.

Именно Нина Самойлович «раскопала» в архивах, что архангельский театр начинался не со взрыва кафедрального собора, на месте которого построено нынешнее здание театра в 1932 году, а с 1846 года, когда в городе впервые появился дом театра, где играли труппы разных антрепренёров. И потому именно этот год стоит под логотипом театра на обложке книги.

«Абрамовская» театральная история вершилась на её глазах, и потому, вероятно, более полной информации о постановках произведений Фёдора Александровича на сцене Архангельского театра драмы просто не найти. Кроме того, автор опирается на 63 источника информации, которыми она пользовалась при написании своего труда. Ещё брошюра богато иллюстрирована, а некоторые фотографии публикуются впервые. Обложка украшена эскизами костюмов художника Ирины Титаренко к спектаклю 2020 года «Пряслины. Две зимы и три лета», который поставил режиссёр Владимир Хрущёв.

Однако, «театр Абрамова» начался вовсе не с Архангельска, хотя, кажется, уж как не землякам писателя ставить его произведения на своей сцене в первую очередь. В брошюре можно прочитать о странной истории, произошедшей в начале 1970‑х между именитыми театрами Москвы и тогдашнего Ленинграда, когда речь шла о постановке романа Абрамова «Две зимы и три лета», и о том, как нелегко дался Фёдору Александровичу этот спор, а также о знаменитой постановке «Деревянных коней» в театре на Таганке.

А какие артисты, ныне составляющие славу русского театра, играли в спектаклях по Абрамову: народные артисты РСФСР Алла Демидова, Зинаида Славина и, наконец, народный артист СССР архангелогородец Сергей Плотников.

Но до Архангельского театра драмы произведения земляка «добрались» позже, в 1974 году. Это был спектакль по повести «Пелагея и Алька». И первая рецензия журналистки Лидии Мельницкой была напечатана в газете «Правда Севера» под заголовком «Завлекаши — да не наши…». К слову, рецензия содержала много умных замечаний.

Потом, в «эпоху Симоняна», в театре состоялись одна за другой премьеры «Две зимы и три лета», «Дом», «Пути-перепутья», к которым в родном городе средства массовой информации, правда, отнеслись сдержанно, но с гастролей театр привёз десятки хвалебных рецензий. И так, постепенно, повествование подводит читателя к современным постановкам по Абрамову в архангельском театре. И, кроме того, — к нашумевшим гастролям в Архангельске петербургского Малого драматического театра — театра Европы, который дважды привозил спектакль «Братья и сёстры» в двух разных редакциях.

В предисловии к изданию Сергей Самодов, нынешний директор Архангельского театра драмы, написал: «Именно в книгах Абрамова постановщики находили ответы, которые их терзали. Для артистов же каждый абрамовский персонаж — это глубокий противоречивый образ, который нельзя просто сыграть, судьбу которого нужно прожить…».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА