23.07.2021 17:20

Александр Цыбульский

Глава региона дал большое интервью телеканалу «Регион 29»

Наши коллеги задали главе региона вопросы, которые волнуют тех, кто живёт в Поморье, – о том, как остановить отток молодёжи, о реформе общественного транспорта, о том, как сделать Архангельск городом, соответствующим статусу областной столицы, о качестве телефонной связи и интернета, об экономике и отношении к вакцинации.

Для читателей «Правды Севера» мы собрали ответы на главные вопросы, которые задали наши коллеги губернатору.

«Архангельск – город, который заслуживает комфортной городской среды»

– Я искренне считаю, что Архангельск действительно тот город, который заслуживает совершенно другой городской среды, совершенно других условий для комфортного проживания жителей. Это город с уникальной историей, равных которому, как минимум на Севере России, нет. Поэтому то состояние, в котором я впервые его увидел, приехав сюда, изначально создало ощущение упущенных возможностей. Может быть, раньше следовало уделять этому больше внимания. Объясню почему: городская среда, условия жизни, городское пространство, городская жизнь – это то, что сегодня во многом предопределяет решение, где остаться жить, работать, развиваться. Особенно для молодёжи. Уже сегодня мир стал более прозрачным, открытым. Это не советский период, когда мы жили, не выезжая за пределы своего района или области. Сегодня мы все ездим по миру, по стране, видим примеры того, как успешно, активно развиваются города, как меняется их облик. Я вырос в Москве и вижу, что произошло со столицей за последние десять лет, как она абсолютно преобразилась. И это именно решение властей, принятое как раз лет десять назад, когда довольно большие инвестиции были направлены в развитие городской среды. Я вижу, как меняется настроение горожан и их отношение к городу. И всё это благодаря именно тем инвестициям в городскую среду, в комфортную жизнь, в чистоту.

В этом смысле я считаю, что это принципиально важно для обеспечения желания молодых в первую очередь людей оставаться здесь и строить своё будущее, связывать его с Архангельском и Архангельской областью. Архангельск в данном случае я не разрываю с областью, поскольку это столица, это лицо, это «витрина», которую мы в любом случае должны содержать в идеальном состоянии.

Теперь о том, что уже сделано. Мы действительно много с мэром и его командой обсуждаем эти вопросы. Мне нравится, что они тоже вовлекаются в этот процесс, начинают разделять этот подход. Сегодня мы благоустраиваем общественные территории. Очень важно понимать, что это лишь первый шаг к комфортной жизни. Вообще, городская жизнь – она на то и называется жизнью, что жизнь должна там быть. Это не просто пространства. Это какая‑то активность, которая должна на этих пространствах существовать. К сожалению, коронавирусные ограничения нас немного сковывают в этих решениях, но, тем не менее, мы стараемся эту жизнь вдохнуть в город, поэтому благоустраиваем улицы под праздники, такие как Новый год, стараемся украсить и создать настроение.

Кроме того, когда я пришёл, было понятно, что практически все коммунальные услуги отданы в частные руки. С одной стороны, кажется, что это экономически правильное решение, с другой стороны, я не убеждён на 100 процентов, что коммунальные услуги должны быть только в руках коммерческих компаний и «торговаться» по контракту. Поэтому мы приняли решение о создании муниципального бюджетного учреждения по благоустройству города Архангельска, которое уже сегодня начало функционировать. Сейчас мы помогли средствами из областного бюджета для закупки этой организацией коммунальной, уборочной и других видов техники. Сегодня уже, пока в пилотном режиме, они забрали на содержание набережную, проспект Чумбарова-Лучинского и ещё несколько других территорий. На мой взгляд, это тоже хороший шаг вперёд. Мы поменяли подрядчика по уборке улиц в городе. Не идеальный, скажу честно, но, тем не менее, я считаю, что пришедшая компания стала лучше выполнять условия и требования контракта, исходя из наших, довольно жёстких требований по этой работе. Поэтому эта работа ведётся, и дальше будем её продолжать.

«Ругать предшественников – не мужская позиция»

– Я стараюсь никогда не говорить плохо о своих предшественниках. По моему мнению, это слабая позиция. Для начала надо что‑то самому сделать, а потом уже люди сами определят, ругать бывшего главу или хвалить тебя. А прийти и делать своё имя на том, чтобы ругать предшественника, так как, по твоему мнению, он что‑то делал неправильно, на мой взгляд, это не мужская позиция. Слежу за тем, чтобы и моя команда этого не делала. Если мы работаем хорошо, то нас хвалят, если плохо, ругают. Сегодня мир стал цифровым, и благодаря этому обратная связь настолько оперативная, что практически любое твоё действие получает моментальную реакцию. Ты можешь его корректировать, исходя из того, что пишут люди.

А картина, которую я подарил мэру Архангельска Дмитрию Мореву [на картине изображён вид на строящийся собор с неубранными улицами. – Прим. ред.], конечно, это была шуточная история, но, как говорят, сказка ложь, да в ней намёк. Так и здесь – шутка шуткой, да в ней намёк. Когда я увидел картину, то мне сразу бросилось в глаза, что художник, который, казалось бы, должен видеть мир во всей его красе и в принципе приукрашивать действительность, рисует улицы Архангельска с песком и грязью по обочине дорог. Как для меня, так и для мэра это сигнал, в каком направлении надо двигаться для того, чтобы художники перестали уделять внимание деталям, которые мы вполне способны устранить.

«Ржавые ПАЗики на дорогах Архангельска вызывают воспоминания о Москве 90‑х»

– Я считаю, что в Архангельске, как в областной столице, общественный транспорт находится в ненадлежащем состоянии. Те ржавые ПАЗики, которые я вижу на дорогах, честно говоря, у меня вызывают воспоминания о Москве 90‑х. Я не хочу этого видеть, я считаю, что это неправильно. По моему мнению, Архангельск заслуживает совершенно других автобусов, низкопольных, адаптированных для мам с колясками, для людей с ограниченными возможностями здоровья. Я не представляю себе, как пожилой человек забирается в этот ПАЗик. Понимаю, что он это делает от безвыходности, но в целом очевидно же, что он не получает от этого удовольствия и физически для него это непросто и даже травмоопасно. И, конечно, Архангельск, как областная столица, не может позволить себе иметь систему общественного транспорта в том состоянии, в котором она есть сейчас.

Во-первых, я считаю, что современный общественный транспорт, исходя из экологических требований в Арктической зоне, должен работать на газомоторном топливе. В идеале потом на электротяге, но это требует определённой адаптации к северным территориям. Во-вторых, это должны быть современные, комфортабельные автобусы, которые соответствуют всем современным требованиям. Это первая часть проблемы, вторая заключается в том, что город, являясь живым организмом, развивается. Маршрутная сеть, не менявшаяся в течение 30–40 лет, уже не отвечает современным потребностям, а самое главное – удобству жителей. Поэтому сейчас мы проводим большое исследование, научную работу, которая основана на сегодняшней системе расселения, на перспективах застройки в соответствии со всеми документами территориального планирования города. Эта работа позволит адаптировать сеть таким образом, чтобы она была максимально удобна для людей: чтобы на одной «ветке» у нас не было большого перегруза, тогда как другие маршруты, исходя из изменившейся системы расселения, уже ходят полупустые. Это и есть человекоориентированность этого сервиса. Поэтому такую работу мы сейчас проводим.

«Кадровая стратегия: нужно спросить работодателей, кто им нужен, и адаптировать подготовку кадров под их потребности»

– Кадровая стратегия – это осознанный подход к подготовке кадров. Архангельская область имеет два высших учебных заведения – САФУ и СГМУ. Это наше стопроцентное конкурентное преимущество, которое может сделать регион центром подготовки кадров для всего Севера, как минимум, а возможно и для Северо-Запада России. Но мы должны понимать, что готовим именно те кадры, которые востребованы сегодня в бизнесе, на предприятиях, в промышленности, в сервисе, в любом направлении. Больше всего и чаще всего мы сталкиваемся с тем, что крупные работодатели нам говорят: те специалисты, которых мы готовим сегодня, не будут востребованы на производстве, потому что они готовятся не на той технике, по устаревшим программам и так далее. Именно поэтому я хочу свести этот баланс, чтобы мы подходили к этому осознанно, понимали условное госзадание нашей экономики на потребность кадров. И тогда под это мы сможем переформатировать образовательные программы. Скажу честно, работа над созданием кадровой стратегии региона идёт довольно тяжело, правительство просит ещё продлить срок подготовки. Мы договорились об этом, потому что, действительно, такую работу раньше не проводили. Все всегда относились к этому так: наука, образование и производство жили сами по себе. Образование готовило кадры, которые не востребованы ни производством, ни экономикой. Наука делала открытия, которые не коммерциализируются и в дальнейшем не применяются на практике для развития экономики и промышленности. А мы должны всё это свести. И получение статуса Научно-образовательного центра мирового уровня на базе САФУ – это как раз первая попытка совмещения образования, науки и промышленности. Вопросов в части кадрового обеспечения много, особенно для сельских территорий: это и служебное жильё, и комфортная среда, о которой мы с вами говорили. Это комплексный вопрос, им надо заниматься. Но заниматься надо осознанно. И если мы хотим системно решить эту проблему, то надо соответствующим образом просчитывать прогноз на 5–10 лет вперёд.

«С каждым годом мы будем улучшать качество сотовой связи»

– Низкое качество мобильной связи и интернета – такая ситуация характерна не только для Архангельской области, а в целом для России, но здесь и причины вполне понятны. Есть страны, где на небольшой территории проживает большое количество людей, плотность населения очень высокая, а значит, и примерное распределение прибыли для всех компаний, предоставляющих услуги сотовой связи, одинаково в одной точке. Поэтому для них равномерное распределение своих мощностей по всей территории показывает примерно одинаковые экономические показатели. Для России ситуация другая. Страна большая. Население очень неравномерно распределено, сконцентрировано больше в центре, и понятно, что северные территории и Дальний Восток являются с точки зрения плотности населения очень «невыгодными» (как бы это ужасно ни звучало) для сотовых операторов. Поэтому если с ними не проводить целенаправленную политику и не находить какие‑то возможности государственно-частного сотрудничества, то понятно, что они, будучи коммерческими организациями, целью которых является получение прибыли, не пойдут туда, где у них заведомо невыгодные условия. То есть они не будут вкладывать инвестиции туда, где они не окупятся в течение 15–20 лет. Поэтому мы как раз такую работу активно ведём, уже целый год занимаемся этими вопросами. Сейчас с Ростелекомом, Теле2, МТС, с другими операторами разработали целую программу обеспечения наших жителей качественной связью и интернетом. Я могу вам сказать, то, что только в этом году Теле2 вложит больше 500 млн именно в развитие базовых станций. Мы получим порядка 100 новых базовых станций. В дальнейшем эта работа будет только расширяться. Я не говорю, что уже в этом году или в следующем будет 100% покрытия интернетом везде, на территории всей Архангельской области – это потребует больше времени и больших усилий. Тем не менее, мы на этот путь встали, практически со всеми участниками рынка подписали дальнейший план действий, дорожные карты по развитию этой инфраструктуры. Я думаю, что с каждым годом мы будем видеть с вами улучшение сотовой связи. Важнейший вопрос, я считаю, что в современном мире им точно надо заниматься, потому что уже никто не представляет себе жизни без постоянной сотовой связи. Я вспоминаю детство: я спокойно ходил гулять, у меня не было телефона. Родители говорили, во сколько дома быть, и ты приходишь. Сегодня я не могу себе представить, что выхожу из дома без телефона. Я себя чувствую настолько дискомфортно, что, скорее, вернусь и заберу телефон, даже если отъехал далеко. Это реальная жизнь.

«За год приоритеты по развитию региона не изменились»

– Переселение людей из аварийных домов, строительство дорог, здравоохранение, экология – приоритеты за год работы в регионе для меня не изменились. Более того, ещё больше убедился в правильности этих направлений. Это не значит, что кроме приоритетов остальными направлениями мы не занимаемся. За те пять лет, которые мне отведены на работу губернатором, я бы хотел по этим вопросам добиться наиболее значимых результатов, потому что они являются наиболее чувствительными для людей. Повторюсь ещё раз: без хорошего медицинского обеспечения, в первую очередь в первичном звене, трудно себе строить планы на будущее и чувствовать себя в безопасности. И если у тебя нет нормального жилья, в которое ты можешь вернуться после работы и провести время со своей семьёй. Экология – этот вопрос в целом крайне важен для Арктики, для Архангельской области, особенно в последние годы. Им надо заниматься и не допускать ни в коем случае в этой сфере никаких всплесков и не принимать неразумных решений. А дороги, в общем‑то, когда я приехал в Архангельскую область – это то, что меня неприятно удивило. И для развития социального благополучия, и для развития экономики региона дороги крайне необходимы. Область всё‑таки перспективная, она логистически хорошо и правильно расположена, поэтому мы должны обеспечить максимально эффективное вовлечение её в экономическую жизнь. А здесь логистическая составляющая крайне важна. Кстати, здесь я бы обозначил ещё один приоритет, который не ставил год назад, – железную дорогу. Нам надо заменить подвижной состав, которым пользуется много жителей Архангельской области, «расшить» некоторые узкие места, которые не позволяют нам развиваться в части портовой инфраструктуры. Это тоже приоритет, который я обязательно должен решить.

«Я о многих вещах не говорю публично»

– Вакцинировался или нет? Я действительно не говорил и не показывал это публично. Я много о чём не говорю публично. Губернатор всё‑таки не актёр, чтобы всё публично делать. Я вакцинировался, если это интересно, то вакцинировался «Спутником». Смотрел статистику, и, если не ошибаюсь, по миру от коронавируса мы потеряли больше четырёх миллионов человек. Поэтому если кто‑то говорит, что это ерунда, пусть посмотрит статистику. И это мы ещё не говорим о постковидных последствиях, которые люди получают. У меня довольно большое количество знакомых переболели коронавирусом, и переболели довольно тяжело. И у меня даже нет сомнений в том, что прививаться надо – это точно меньшее из зол. Я могу привести свой пример, когда мои близкие переболели коронавирусом. Мы жили вместе, и я не заразился. Наверное, это хороший показатель эффективности нашей вакцины.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анна НАУМОВА