Представляем книги, которые уже нашли путь к сердцу читателя, их можно почитать в библиотеке имени Н.А. Добролюбова:
Евгений Водолазкин «Оправдание острова», 2021 (16+)
В своём новом романе автор отважился стать летописцем и ощутил, как велик груз ответственности того, кто запечатлевает минувшее
Сюжет романа – это история некоего Острова от раннего Средневековья до наших дней. Государства, в котором можно найти черты и Руси, и Византии, и европейских королевств. Историю Острова пишут, сменяя друг друга, хронисты – православные монахи из Спасо-Островного монастыря. Находясь в священном пространстве, история, по их мнению, была защищена от подделок. В центре средневекового мира был Бог, а в центре нынешнего – человек. Бог один для всех, и потому взгляд Средневековья – это взгляд сверху, ведь только сверху можно охватить всех.
Сейчас же, когда в центре мира человек, взглядов много – как людей, история пишется с разных точек зрения. Что же касается истории Острова, то в ней есть всё: междоусобицы, интриги, иноплеменное иго, распространение либеральных идей, кровавая революция, тоталитарный режим, «оттепель», зависимость от транснациональных корпораций, война, экологическая катастрофа, проснувшийся вулкан, способный уничтожить Остров.
И в финале – сбывшееся древнее пророчество, текст которого был утерян в Средние века и найден лишь в наши дни. Автор утверждает, что «История – это опыт. История – это память народа. Без памяти не способен прожить ни человек, ни народ. История, истинная история – это отчёт не только перед богом, это отчёт всякого народа перед самим собой».
Александр Пелевин «Покров-17», 2021 (18+)
Молодой петербургский писатель стал в 2021 году лауреатом премии «Национальный бестселлер»
Ему несколько поднадоели сопоставления его персоны с Пелевиным первым, но псевдоним он брать не собирается. Кроме книг (вышли романы «Калинова яма» и «Четверо»), Пелевин пишет сценарии, активно выступает в Твиттере, его читает молодёжь.
«Покров-17» – так называется закрытый город под Калугой, тайны которого в 1993 году расследует столичный писатель и журналист Андрей Тихонов. Раньше тут были деревни, теперь закрытая территория с блок-постами, таинственный Объект, который время от времени наводит на территорию полную тьму. Когда тьма рассеивается, на землю выпадает вещество («уголёк»), которым питаются уродливые существа – ширлики, когда‑то они были обычными людьми.
Выбраться из города нельзя, поэтому есть отряды сопротивления, которые готовят прорыв. События проходят на фоне конфликта Ельцина и Верховного Совета, известного в народе как «расстрел Белого дома», а также военных событий – боёв, проходивших здесь в декабре 1941‑го из книги Тихонова «На Калужский большак».
Покров-17 – это вселенная, образовавшаяся во время ожесточённого боя, где солдаты попали в окружение и оборонялись из церкви Покрова Божией Матери. «Однако главное достоинство «Покрова-17», – отмечает книжный эксперт Галина Юзефович, – всё же состоит в том, что в первую очередь это хорошо придуманная и умело выстроенная книга, читать которую захватывающе интересно с самого начала и до самого конца».
Вера Богданова «Павел Чжан и прочие речные твари», 2021 (18+)
Роман молодой писательницы вошёл в короткий список премии «Национальный бестселлер»
И его можно разделить на две части жизни главного героя. Отец Павла Чжана, преподаватель китайского языка, пропал, когда сыну было девять лет, скоро исчезла и мать – разбитная русская красавица, и начитанный домашний мальчик, кроме русского владеющий и китайским, оказался в детском доме.
Здесь 13‑летний Павел Чжан пережил насилие. Понимая, что помощи ждать не от кого, он сделал так, что вскоре громкое дело о событиях в детдоме появилось на новостных каналах. Через 15 лет Павел делает блестящую карьеру в московском офисе крупнейшей китайской IT-компании, волонтерит в детских домах, встречается с девушкой Соней и мечтает перебраться на родину отца, в Китай. Эта вторая часть жизни Павла происходит в недалёком антиутопическом будущем, в середине XXI века, где Россию постепенно колонизирует Китай и повсюду внедряется тотальный цифровой контроль. И вот однажды в жизни Павла происходят два не связанных между собой события: во время одного из волонтёрских выездов он встречает человека из своего прошлого, которого больше всего на свете хотел бы забыть, а на работе ему представляется возможность получить долгожданный перевод в пекинский офис.
Роман наполнен мягкой и страшной речевой символикой воды. Язык этот идеально подходит антиутопическому миру Веры Богдановой, где рыболюдей с выпученными (или узкими) глазами всюду ловит сеть интернет-слежки, и избежать её всё труднее и труднее.
Андрей Аствацатуров «Хаос и симметрия. От Уайльда до наших дней», 2019 (16+)
Новый сборник эссе по англо-американской и современной русской литературе известного писателя и филолога-исследователя
Автор «адресовал её всем, кто любит литературу, кто желает не просто читать, а разбираться в прочитанном; я адресовал её филологам и, главное, – писателям, особенно молодым, тем, кого могут заинтересовать приёмы и секреты мастеров литературы прошлого и современности».
Каждое из представленных здесь эссе – разбор текста, анализ арсенала приёмов и секретов, которые в нём заключены. Книга состоит из трёх разделов. В первом рассматриваются тексты писателей Великобритании, во втором – писателей США. Аствацатуров объясняет, почему в «Кентервильском привидении» Уайльда призрак – это художник, как «Повелитель мух» Голдинга перекликается с античной трагедией и зачем Генри Миллер вглядывался в пустоту.
Третий раздел посвящён современной русской прозе. Автору показалось важным и обязательным продемонстрировать, как приёмы старых мастеров перемещаются и обживаются в ситуации современной российской литературы. Это рассказы Михаила Елизарова, Романа Сенчина, Валерия Айрапетяна, эссе Александра Жолковского, романы Андрея Иванова и Германа Садулаева.
И наша современность, похоже, писателя не разочаровала. Он надеется, что российский читатель разделит с ним это ощущение, эту радость.