09.07.2021 15:00

Какие следы в лёгких оставляет коронавирус. Мнение врача-пульмонолога

Коронавирусная инфекция оставляет следы во всех системах организма, но наиболее сильный удар приходится на лёгкие, в которых впоследствии могут образовываться рубцы
Фото автора

Как предотвратить фиброз после ковидной пневмонии, нам рассказала врач-пульмонолог Архангельской областной клинической больницы Анна Кокарева.

– Анна Анатольевна, чем коронавирусная пневмония отличается от обычной – бактериальной?

– Прежде всего характером воспаления и скоростью его распространения. Бактериальная пневмония всегда тяготеет к анатомическим образованиям. У каждого человека в носо- и ротоглотке в норме есть своя флора. Если по какой‑то причине иммунитет ослабевает, эта флора может спуститься в лёгкие через бронхи, осесть и вокруг этой области и возникнет воспаление – в каком‑то одном или нескольких смежных сегментах лёгких. Если пациент долго не обращается за медицинской помощью, то воспалительный процесс будет распространяться, но, как правило, всегда ограничивается сегментом, несколькими смежными сегментами или долей лёгкого. При коронавирусной пневмонии вирус через верхние дыхательные пути попадает в лёгкие, он распространяется диффузно, поражаются несколько сегментов в разных долях, как правило, в обоих лёгких одновременно. Вирус повреждает альвеоло-капиллярную мембрану (где происходит поступление кислорода из лёгких в кровоток) и в месте повреждения развивается воспаление, отёк. Процесс, повторюсь, чаще диффузный двусторонний, симметричный или асимметричный. Бактериальная пневмония, как правило, развивается постепенно, а при вирусной инфекции поражение лёгких может носить молниеносный характер.

– Бывает, что у пациентов с большим поражением лёгких от 60 до 80 процентов тесты на ковид отрицательные. Как тогда отличают ковидную пневмонию?

– Ковидная пневмония на рентгенограмме или компьютерной томографии выглядит как все вирусные пневмонии, в том числе гриппозные (свиной грипп А, H1N1). Лёгочная ткань в норме должна быть воздушной – поэтому на «картинке» здоровые лёгкие чёрного цвета. Очаги воспаления – это «белые пятна» на «чёрных лёгких». При бактериальной пневмонии в альвеолах – в них происходит газообмен, скапливается гнойная жидкость, и на снимке они выглядят как плотные очаги – белые (как лист бумаги) пятна. При обратном развитии пневмонии у пациентов эта «белая зона» воспалительного процесса в лёгких постепенно уменьшается по площади, интенсивности – «рассасывается» и далее приближается по цвету к нормальной лёгочной ткани. При ковидной пневмонии на снимках КТ лёгких, особенно в начале болезни, виден феномен «матового стекла» – это слабое по интенсивности затемнение на лёгких очагового характера. Объясняется этот феномен тем, что воспалительные инфильтраты при вирусной пневмонии (COVID-19, грипп А, H1N1) поражают не сами альвеолы – они остаются относительно воздушными, а рядом расположенную интерстициальную ткань. Если болезнь прогрессирует, то воспаление поражает и сами альвеолы, и вместо «матового стекла» появляются более плотные и интенсивные затемнения в лёгких, как при бактериальной пневмонии. По мере выздоровления пациента «матовые стёкла» начинают также уменьшаться по интенсивности и размерам, приближаясь по цвету к здоровой ткани лёгкого. В настоящее время врачи-рентгенологи хорошо отличают бактериальную пневмонию от вирусной по данным КТ лёгких.

– У пациентов со 100‑процентным поражением лёгких есть шансы выжить?

– Не всегда всё зависит от объёма поражения лёгких. Хотя пациентов всегда интересует именно эта цифра. Также важно, насколько интенсивно и плотно выглядят участки затемнения – инфильтраты: чем плотнее воспалительные инфильтраты, тем тяжелее поступать кислороду из лёгких в кровь, тем хуже газообмен, тем более выражена дыхательная недостаточность у пациента. Иногда поступает пациент с 70‑процентным поражением лёгких, у которого, по идее, должен быть низкий уровень кислорода в крови и ему должна потребоваться кислородотерапия через маску. Но иногда мы видим, что пациент обходится без кислородной поддержки и уровень кислорода в крови при таком объёме поражения, как ни странно, хороший, потому что степень поражения хоть и большая, но плотность инфильтратов низкая, газообмен не нарушен. Бывают и противоположные ситуации, когда у пациента с поражением лёгких от 25–50% падает кислород в крови и требуется кислородотерапия. При анализе снимков КТ лёгких мы видим хоть и небольшие по площади изменения, но достаточно интенсивные по плотности, что нарушает газообмен.

Перед выпиской или после неё при повторном КТ-исследовании у пациентов зачастую объём поражения лёгких не изменяется или уменьшается очень медленно. Вроде лечили пациента, а эффекта нет. Но это не так. Необходимо смотреть на интенсивность воспалительных очагов – они должны бледнеть и приближаться по цвету к здоровой ткани лёгкого. Поэтому не надо пугаться, что объём поражения лёгких очень медленно уменьшается. У меня в практике были пациенты с 75–100‑процентным поражением лёгких при коронавирусной инфекции. Да, часть из них находилась также в отделении реанимации и сроки госпитализации у них были от месяца и больше. Но они выписались домой без необходимости в кислородотерапии, изменения в лёгких при этом у них по выписке, по данным КТ, сохранялись.

– То есть после выписки у пациента, переболевшего коронавирусом, очаги воспаления в лёгких сохраняются?

– Да, но эти изменения носят уже не вирусный или бактериальный характер, а представляют собой инфильтраты из клеток воспаления (иммунные). Сегодня учёные говорят о таком состоянии, как «постковидный синдром». Пациенты, перенёсшие инфекцию СOVID-19, часто жалуются на мышечную слабость, проявления со стороны сердца – аритмии, миокардиты, а со стороны лёгких – это длительно рассасывающиеся инфильтраты. Как правило, длительный регресс изменений в лёгких отмечается у пациентов с изначально большим объёмом поражения, тяжёлым течением болезни и зависит также от особенностей иммунитета. Если иммунитет пациента гиперактивно реагирует на коронавирусную инфекцию, то есть бросает все свои силы на борьбу с ней – вырабатывает большое количество провоспалительных факторов (цитокинов), то у таких пациентов возникает так называемый «цитокиновый шторм». То есть вместо адекватного ответа иммунитета на инфекцию формируется избыточный ответ – самого вируса в организме уже может и не быть, а иммунитет продолжает бороться, истощая организм пациента. Данная группа пациентов в группе риска по затяжному течению вирусной пневмонии и формированию фиброза лёгких.

Так называемое «матовое стекло» коронавируса. Лёгкие пациента с коронавирусной инфекцией, зона поражения –более 70 процентовТак называемое «матовое стекло» коронавируса. Лёгкие пациента с коронавирусной инфекцией, зона поражения –более 70 процентов

Сегодня существует проблема: когда наши пациенты выписываются на амбулаторное долечивание, у них ещё сохраняются воспалительные инфильтраты в лёгких, и участковые терапевты по ошибке назначают им ещё несколько курсов антибиотиков. Но эти изменения в лёгких по характеру не являются уже вирусными или бактериальными. Основа их – клетки воспаления самого пациента – иммунные инфильтраты. Они не поддаются лечению антибиотиками или противовирусными препаратами. После стихания острого процесса части больным потребуется лишь комплексы упражнений, гимнастика, дозированные нагрузки. Другой части – приём противовоспалительных препаратов, таких как, например, высокие дозы ацетилцистеина, пентоксифиллин и глюкокортикостероиды в таблетках курсом, антикоагулянты, – всё индивидуально. А кому‑то просто нужно время.

– Правда ли, что после коронавирусной пневмонии лёгкие полностью не восстанавливают свои функции и у многих появляется фиброз?

– Фиброз – это последствия длительного воспалительного процесса в лёгких, когда здоровая функционально активная лёгочная ткань замещается соединительной тканью. По сути, это «шрам» на лёгком. Если он небольшого размера, то на функцию лёгких и газообмен он не повлияет. Но чем больше фиброзной ткани в лёгких, тем хуже функция и газообмен. В дальнейшем это может привести к необратимым изменениям лёгочной функции и, как следствие, к дыхательной недостаточности. У подавляющего большинства перенёсших коронавирусную пневмонию функция лёгких восстановится полностью. В группе риска по формированию фиброза пациенты с тяжёлым течением заболевания, находившиеся на искусственной вентиляции лёгких, а также имеющие сопутствующие хронические заболевания: сахарный диабет, ожирение, артериальную гипертензию, сердечную недостаточность, онкопатологию, различные аутоиммунные заболевания, бронхиальную астму, ХОБЛ. Но это не значит, что нахождение в «группе риска» обязательно приведёт к необратимым изменениям в лёгочной ткани. Говорить о том, что у пациента, перенёсшего коронавирусную инфекцию, с пневмонией сформировался фиброз лёгких, можно не раньше, чем через год от начала болезни.

До коронавируса у нас были пандемии гриппа. Если сравнивать с пациентами, перенёсшими гриппозную пневмонию (свиной грипп А, H1N1), последствия в лёгких уходили у некоторых пациентов в течение года, у других – через год, и только у части сформировался фиброз. Для профилактики фиброза у пациентов, перенёсших коронавирусную пневмонию, необходимо проводить реабилитационные мероприятия.

– С какого момента пациентам нужна реабилитация?

– Чем раньше она начнётся, тем больше шансов, что воспалительные инфильтраты не трансформируются в пневмофиброз, который уже не поддаётся обратному развитию. С нашими пациентами врачи-реабилитологи начинают работать сразу же после стабилизации состояния. В первую очередь это гимнастика, направленная на плечевой пояс, на мышцы грудной клетки, дыхательная гимнастика. После выписки домой разрешены дозированные аэробные нагрузки: плавание, ходьба, лёгкий бег. Полезны массаж спины и грудной клетки, что улучшают кровообращение, и воспаление в лёгких уходит быстрее. Полезны некоторые физиопроцедуры, но только после консультации с врачом.

– А шарики воздушные надувать для тренировки лёгких?

– У пациентов, особенно с большим объёмом поражения лёгких, воспалительные инфильтраты могут подходить близко к плевре, оболочке, покрывающей лёгкие снаружи, в результате длительного воспаления лёгкие становятся более хрупкими, менее эластичными, появляется угроза разрыва ткани и попадания воздуха в плевральную полость. Это состояние называется пневмотораксом и требует экстренной хирургической помощи. Поэтому любое резкое колебание давления в грудной клетке противопоказано, в том числе и форсированные дыхательные движения – резкий вдох или выдох, что часто бывает при надувании шариков. У нас были случаи, когда пациенты сильно закашливались и происходил разрыв ткани лёгкого. Поэтому никаких воздушных шариков – только плавные дыхательные движения.

– Были ли в вашей практике случаи повторного заражения коронавирусом?

– В ближайшее время после выписки пациента из стационара – нет, но что происходит с иммунной системой пациента после СOVID-19, необходимо ещё изучать. На мой взгляд, у пациентов развивается небольшой иммунодефицит. То есть организм потратил силы на борьбу с инфекцией, его запасы истощаются и не у всех хватит резерва для полного восстановления. Поэтому повторное заражение возможно даже через непродолжительное время после болезни, учитывая, что вирус мутирует – никто от этого не застрахован. Доказательством того, что у пациентов, переболевших COVID-19, снижается иммунитет, особенное у тех, кто болел в тяжёлой форме, является развитие грибковой инфекции лёгких. У некоторых наших больных развивается пневмония, вызванная пневмоцистой, такая же инфекция выявляется, например, у пациентов с ВИЧ, то есть с ослабленным иммунитетом. Поэтому как ваш иммунитет будет бороться с вирусами через полгода после заболевания, никто не знает.

– Поэтому надо делать прививку?

– Обязательно, на естественный иммунитет после коронавирусной инфекции я бы не возлагала больших надежд. Особенно прививку должны сделать те, у кого есть родственники из группы риска. Ведь им зачастую прививаться нельзя из‑за имеющихся противопоказаний. Например, это пациенты с бронхиальной астмой в обострении, онкологические пациенты, у которых идёт активный процесс метастазирования, или пациенты с аутоиммунными заболеваниями. Чем больше людей сделают прививку, тем больший процент прослойки населения в обществе будет иммунизирован, чтобы защитить тех, кто в принципе под угрозой. Кроме того, молодой возраст и отсутствие хронических заболеваний не защищают на сто процентов от тяжёлого течения инфекции и летального исхода, хотя риск смерти в этой группе больных действительно ниже. Но они несут на себе угрозу для близких.

– Вы уже сделали прививку?

– Да, ещё в январе 2021 года. Хотя я работала в «красной зоне», но так и не смогла переболеть коронавирусной инфекцией естественным путём. До введения первого компонента вакцины титр антител был на ноле, после введения второго компонента спустя три недели – больше 14 единиц.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила ЗАХАРОВА