07.07.2021 15:12

В Архангельске прошёл фестиваль креативных индустрий

Важной темой первого подобного в столице Поморья фестиваля стал поиск средств выражения местной идентичности
Фото автора
Фото автора

Новый фестиваль стал частью большого фестиваля «Другой», который в этом году длился почти две недели и заменил Архангельску традиционную программу Дня города. Его организатором выступил Фонд культуры Архангельской области — некоммерческая организация, созданная в 2018 году по инициативе правительства региона с целью наладить взаимодействие государства с частными лицами и организациями, занимающимися социально значимыми проектами.

Для многих «креативные индустрии» непривычное словосочетание, но на самом деле это про деятельность, которую мы все прекрасно представляем. Директор Фонда Василий Ларионов сказал о тех, кого к ней относят, так: «Это — все те творческие личности и творческие объединения, которые создают какой-то утилитарный продукт, замешанный на творчестве». Еще в прошлом году, когда готовили программу «Другого», стало ясно, что в Архангельске таких людей очень много, и для них пора делать отдельную программу, пояснил Василий. А в феврале этого года в Архангельск приехали представители ФГБУ «Роскультцентр» и предложили сделать для «креативщиков» полноценный фестиваль, пообещав поддержку.

Первые два дня фестиваля отвели знакомству с лучшими практиками организации городской среды, а вот третий и четвертый были посвящены уже собственно креативным индустриям, и так получилось, что на первый план в этом году вышла тема локальной идентичности в дизайне. Дизайнеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Петрозаводска и Новокузнецка рассказывали о своем опыте и удачных находках.

Дизайнер из Новокузнецка Владимир Черепанов, один из создателей регионального бренда «Iʼm Siberian», ставшего хорошим инструментом продвижения территории, рассказал, что, по его мнению, сегодня при разработке стиля — и не только в туризме — крайне важно перестать заимствовать у иностранцев уже зарекомендовавшие себя решения — пришла пора создавать свои ценности и диктовать свои визуальные коды.

— Внутренняя героика очень важна для нас, чтобы понять, почему мы здесь, — сказал Владимир. — И это очень крутая тема, чтобы объединиться соседствующим территориям. Когда я анализировал, что делают наши туристические департаменты, я увидел, что каждый транслирует свои ценности по отдельности: Камчатка — одно, Байкал — другое. И, когда встречаются на выставке, они смотрят друг на друга как на соперников. Наша задача — соединить это в некую систему, сделать так, чтобы из Алтая приглашали на Камчатку, а из Бурятии — в Горную Шорию и так далее. И, соответственно, сделать общую символику, что-то вроде паззла, который был бы понятен туристу.

Говоря о дизайне предметов, куратор конкурса «Придумано и сделано в России», дизайнер из Москвы Светлана Липкина выделила три важные, на ее взгляд, тенденции, учитывая которые, можно добиться успеха. Первая из них — людям всё больше нравятся функциональные вещи. Эра магнитиков на холодильник, по словам Светланы, прошла.

— Не надо балалайки и медведя. Сделайте просто удобную вещь из локального материала, вложив в него частицу своего представления о прекрасном, свои мысли, которые рождаются здесь и сейчас, за которыми, возможно, не нужно куда-то далеко ехать, достаточно выехать на ближайшее озеро, и там найти эти смыслы, или вдохновиться тем, что вы видите с детства, — сказала дизайнер.

Вторая популярная тема, по словам Светланы, — обращение к русским корням, славянским мотивам и мотивам локальных народностей. Но тут, предостерегла она, важно не переборщить, «давать дозировано, как прививку» и так, чтобы вещь не потеряла в функциональности. Третья важная составляющая успеха — экологичность вещи.

Очень важно сейчас делать что-то локально, для нашей страны — просто критично важно, потому что у нас практически полностью разрушена производственная составляющая, говорила Светлана, и потому что это несет в себе важную культурную миссию.

— Если вы можете свою эмоцию выразить в виде изделия, и другой человек может ее разделить, то, работая в этом направлении, вы можете раскачать общество, чтобы деньги тратились не только на праздные развлечения, но и на ту единственную чашку, ложку, стул, которые содержат в себе часть культурного кода и могут дать почувствовать человеку сопричастность с людьми, которые это создают, даже если он ничего такого не умеет, — заметила она.

Приезжие эксперты также много говорили о том, что тем, кто «отвечает за культуру», нужно объединяться.

— Многие локальные индустрии сегодня разрознены. Архитектура отдельно, фэшн — отдельно, музеи, архивы — отдельно, академическое образование вообще трогать нельзя. Но до тех пор, пока вы не будете друг друга знать и не попытаетесь расшевелить, ничего не получится. Надо обязательно делать совместные проекты, в этом и родится ваша локальная идентичность. Никто, кроме вас — никакой чиновник, ни за какие деньги — не сможет ее «сделать», — обратилась Светлана Липкина к нашим мастерам, создающим штучные товары.

Владимир Черепанов, говоря о том же, добавил, что не нужно ожидать этого импульса к объединению и революции в дизайне от властей — «администрации работают, но работают на то, чтобы поддерживать какую-то историю, никто не будет там выскакивать и делать что-то принципиально новое».

Такие фестивали, кстати, как раз способствуют объединению. Когда мы прошлись по работавшей тут же ярмарке и пообщались с торговавшими ремесленниками, выяснилось, что многие из них познакомились друг с другом или лично встретились, наконец, только сейчас.

— Казалось бы, я стараюсь не пропускать ни одной ярмарки в городе, все время в этой сфере, а многих мастеров, как оказалось, не знаю, — отметила, делясь впечатлениями, автор необычной бижутерии из Архангельска Наталья Кривоногова. — Ради участия в фестивале я отсрочила отпуск, и не пожалела, ведь зачем я здесь? В том числе чтобы посмотреть, что другие делают, и, возможно, за какими-то профессиональными контактами.

Сергей Солдатенков, совладелец компании «White Sea Limit», предлагающей изделия из кожи и дерева с индивидуальным дизайном, рассказал, что ярмарка на Фестивале креативных индустрий вообще первая, в которой он и его соратники решили участвовать: компания работает около года.

— Сюда вышли, потому что начинаем расширять производство и набираем новых сотрудников. Так как производство увеличивается, надо осваивать рынок пошире. Сложное время? Для нас — нет. Кто-то беднеет, а кто-то наоборот. А у нас производство индивидуальное, мы можем делать как бюджетный вариант, так и очень дорогой, захватываем и ту, и другую нишу. Поэтому заказов много. На работу готовы принимать без навыков — сами обучи, — пояснил он.

Керамист Ирина Чижкова рассказала, что уже за те четыре года, что занимается изготовлением и продажей изделий из глины, почувствовала, как меняется отношение людей к ручной работе.

— Если вначале большинство людей шокировала стоимость таких изделий, то сегодня на цены очень спокойно реагируют, никому не приходится объяснять, почему изделия ручной работы не могут быть дешевы, — пояснила Ирина.

— Хорошая идея — объединиться и организовать общую большую площадку, где бы люди, создающие какие-то уникальные товары, могли бы выставлять свои изделия на продажу круглый год. Но сегодня это невозможно без поддержки властей, — сказала недавно открывшая студию обучения различным техникам ручной работы в Архангельске Мария Дегтярева.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.