Рекомендательные сервисы, используемые в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах, должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей. Такие предложения направлены на рассмотрение в Госдуму и Совет Федерации.
Подобные сервисы используют социальные сети, онлайн-кинотеатры и онлайн-ритейлеры для предложения контента или товаров и услуг по интересам конкретного пользователя. Алгоритмы рекомендаций могут искусственно создавать аномальный интерес к товарам. Но такие технологии также могут влиять на общественное мнение, пишет «Газета.ру». Алгоритмическая рекомендательная лента есть, например, во «Вконтакте», но ее можно отключить в пользу хронологической ленты, в то время как специфика сервиса «Яндекс.Дзен» заключается именно в подборе интересующих пользователя материалов на базе алгоритмов искусственного интеллекта.
Согласно новой инициативе, в закон «Об информации» необходимо будет ввести понятие «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса», а также определить границы для регулирования конкретных операторов через аудиторные показатели. Регулировать предлагается площадки, у которых более 100 тысяч пользователей в сутки и обрабатываются данные более 500 тысяч пользователей из России.
А пользователи должны иметь возможность отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса, считают авторы идеи. Необходим, по их мнению, и контроль за использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента.
Предложенные меры, по мнению руководителя корпоративных коммуникаций Mail.ru Group Сергея Лучина, приведут к излишнему регулированию отрасли и могут нанести ущерб всей цифровой экономике. При этом обеспечить прозрачность алгоритмов технически очень сложно, считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.
Как объясняют эксперты, для некоторых платформ рекомендательный алгоритм — неотъемлемая часть бизнес-модели. Выдача формируется таким образом, чтобы увеличивать просмотры и продолжительность посещения страниц. Как говорят в индустрии, если ты не платишь за что-то деньгами, то ты платишь своим временем.
- Логика авторов инициативы вполне понятна
— в Интернете действительно много
навязчивой информации, не всегда
полезной, а порой и вредной для
пользователей, — считает диджитал-консультант,
директор центра социологических
исследований «Стига» Вадим
Трескин.
— Но есть важный аспект. Рекомендательная
выдача — это основной способ привлечения
внимания пользователей, а это основа
заработка в Интернете, и вряд ли кто
добровольно согласиться отказываться
от этого сервиса, а те, кто откажется,
станут неконкурентоспособными на рынке.
Соцсети зарабатывают таким способом в
два-три раза больше. При разработке
механизма надо учесть и такой момент:
контент в той или иной сети может
оказаться для пользователей неинтересным,
и они просто перестанут ими пользоваться,
что совсем не в интересах цифровых
платформ. Словом, при разработке поправок
в закон надо сначала отмерить не менее
семи раз.