30.06.2021 17:05

Сергей Свиридов: « Наша главная задача — сделать социальную помощь доступнее»

В середине июня в Архангельской области назначили нового министра труда, занятости и социального развития — им стал Сергей Свиридов
Фото Ивана Малыгина

Над чем собирается работать новый глава регионального министерства в первую очередь? О планах по развитию социальной системы Архангельской области — в интервью «Правде Севера».

– Сергей Анатольевич, вы первый месяц на посту министра, но с социальной сферой хорошо знакомы по своей прежней работе в НАО и Москве. Как вы оцениваете социальную систему Архангельской области?

– Я выделил бы несколько основных блоков в работе министерства, — говорит Сергей Свиридов. — Это социальное обслуживание и социальная защита — предоставление социальных услуг и мер поддержки. Запрос на получение такой помощи у северян очень большой. Мер социальной поддержки в Архангельской области тоже достаточно много. Но погрузившись глубже в этот вопрос, я вижу, что существует проблема в порядке оформления социальной поддержки. Например, когда мы требуем от граждан предоставить документы, справки, которые сами можем получить в рамках межведомственного взаимодействия.

Допустим, информация по доходам — она есть в базе федеральной налоговой службы. Выплаты, которые осуществляются, часто разрознены. И человеку приходится всю эту информацию самостоятельно собирать, чтобы предоставить нам.

– Бюрократии слишком много.

– Много. Если обратиться к опыту других регионов, то большинство подобных процессов наши коллеги уже давно автоматизировали. Это существенно облегчает работу и процесс получения мер социальной поддержки.

В Архангельской области для решения этой проблемы можно пойти двумя путями. Во-первых, есть задача, поставленная сегодня губернатором, — создание системы социального казначейства. Это позволит предоставлять социальную помощь более оперативно и адресно — определять нуждающиеся семьи на основе данных государственных информационных систем. Пилотные проекты по стране уже работают — на федеральном уровне вопрос решается. И мы тоже его сейчас рассматриваем как с точки зрения организации, так и с точки зрения объекта и помещения, где можем все эти услуги объединить по принципу «одного окна».

И второй момент, который позволит избежать бюрократических проволочек, — упрощение процесса сбора документов непосредственно для граждан. Сейчас, например, когда ввели критерии нуждаемости, граждане собирают массу документов не только при подаче заявления, но ещё и при перерегистрации.

Но есть хороший опыт той же Казани, где всё происходит в автоматическом режиме — при подаче заявления человек выражает согласие на то, что последующие перерегистрации будут без его участия. Далее всё выполняет сама программа. При наступлении времени перерегистрации автоматически отправляются запросы. И когда приходят ответы, машина их так же автоматически обрабатывает — выдаёт результат. И люди не тратят время на сбор справок и хождение по кабинетам.

– Для того чтобы такая автоматическая система заработала в Архангельской области, что необходимо?

– Приобрести программный продукт — начать и закончить. Понятно, что потребуется некоторая техническая работа, но всё это можно сделать оперативно. Ну и, конечно, необходимо будет получить согласие граждан на то, что перерегистрация, например, будет без их личного участия. Думаю, выбор в пользу экономии времени и сил здесь очевиден.

Другой момент, на который я тоже обратил внимание, — в Архангельской области много нормативных актов, регулирующих меры соцподдержки. И в этом массиве иногда сложно разобраться — можно просто потеряться. Хороший опыт — создание социального кодекса, где есть унификация и всё собрано в одном месте.

В июне в Архангельской области был сделан первый шаг в этом направлении — начал работать региональный социальный навигатор. И каждый житель региона сегодня может зайти на сайт соцзащита29.рф, открыть социальный навигатор — ввести данные о себе и автоматически получить информацию о мерах социальной поддержки, на которые он может претендовать.

Следующий шаг, который мы хотим реализовать на территории области, — оказание социальных услуг в проактивном режиме.

– Проактивный — это беззаявительный?

– Да, проактивный режим — это получение мер социальной поддержки при возникновении права на такую помощь. Допустим, родился малыш — мама выписывается из роддома. Что должно произойти? Наши коллеги, которые работают в медицинских организациях, передают информацию в отделение социальной защиты о том, что ребёнок родился и выдано свидетельство о рождении.

И уже на основании этих документов мы будем принимать решение о выплате — маме не потребуется собирать справки. Она получит выплату автоматически, без подачи заявления.

– То есть принцип работы, когда социальная помощь предоставлялась только по заявлению, постепенно уходит в прошлое?

– Конечно, это не произойдёт завтра. Переход на проактивный режим — работа, которая потребует времени, но именно к этому мы сейчас стремимся.

В прошлом году такой подход был успешно апробирован по всей стране, когда автоматически начислялись президентские выплаты семьям с детьми — на первую выплату люди писали заявление, а последующие назначались уже без заявлений.

– Не попросил о помощи — не получил поддержку. Иногда так происходит и просто от недостатка информированности. Помощь без заявления — это как дополнительная защита, что поддержку получат именно те, кто в ней нуждается.

– Безусловно. В моей практике был, например, случай, когда многодетная семья вот так же «выпала» из системы социальной помощи на два года из‑за того, что вовремя не написала заявление — им никто не подсказал, и они недополучили из бюджета около 300 тысяч рублей.

Автоматизация процессов, унификация, объединение в рамках «одного окна» и проактивное предоставление социальных услуг — это основные задачи системы социальной поддержки, которые мы планируем реализовать в Архангельской области.

– А если говорить о таком направлении, как социальное обслуживание — интернаты, комплексные центры. Планируются ли здесь какие‑нибудь изменения? Я знаю, что недавно вы посетили Маймаксанский психоневрологический дом-интернат. Какие у вас впечатления?

– Я пока только начал знакомиться с инфраструктурой этих учреждений, планирую поездки по всей области. Маймаксанский психоневрологический интернат — первое учреждение, где я побывал.

Там действительно есть над чем работать. И многие вопросы даже не требуют денежных затрат — необходимо просто перенаправить работу. Например, первый момент, и я уже встречался с региональным министром здравоохранения по этому поводу — диспансеризация подопечных. Мы проведём диспансеризацию в социальных учреждениях и поймём, какая медицинская помощь необходима получателям социальных услуг. Средства на это предусмотрены в бюджете фонда ОМС, дополнительных затрат тоже не требуется.

Второй момент, который я отметил, — дневная занятость подопечных домов-интернатов. К сожалению, я не первый раз с этим сталкиваюсь, так было и в других регионах — этому направлению практически не уделяется внимания. Подопечные в течение дня, по сути, предоставлены сами себе — проснулись, поели, самостоятельно погуляли, снова поели, поспали. Вот и всё.

– А кружки, концерты?

– К сожалению, это в очень маленьком объёме. В моём понимании, если речь о занятости, то человек должен быть занят весь день. И это не просто концертные выступления, когда в интернат вдруг приехали артисты — попели, поплясали и повеселили подопечных. Нет, когда сами жильцы интерната задействованы в этом, участвуют в работе творческих мастерских, создают что‑либо своими руками.

Я начал сейчас знакомиться со штатными расписаниями интернатных учреждений и могу сказать, что перегиб в административно-хозяйственную сторону больше, чем в социально-культурную. Поэтому будем пересматривать штатные расписания.

– Дом-интернат, где не только «предоставляют услуги», но ещё и интересно жить — об этом речь? О повышении качества жизни?

– Именно так. Это вообще основная задача нацпроекта «Демография». Я всегда привожу простой пример. Человек, когда приходит в медицинскую организацию, в стационар, он находится там ограниченное количество времени — неделю, месяц. А в домах-интернатах люди живут круглосуточно, годами, всю жизнь. И очень важно создать условия. Для этого, повторюсь, не всегда требуются большие финансовые затраты — иногда надо просто проявить фантазию и направить усилия в нужном направлении.

– Но есть ведь ещё и такой момент, как нехватка специалистов, эмоциональное и профессиональное выгорание персонала.

– С персоналом, безусловно, надо работать и в этом плане. Но большинство сотрудников — они трудятся с душой. И могут делать многое, если им просто помочь. Есть вопросы, касающиеся и материально-технической базы — это также предстоит решить.

– В некоторых регионах в качестве пилотных проектов сейчас внедряется модель системы долговременного ухода за инвалидами. Архангельская область готовится к внедрению такой модели?

– Для решения этого вопроса необходима помощь федерального бюджета — сейчас в стране создаётся система пожизненного страхования граждан, в рамках которой будет финансироваться и система долговременного ухода. В частности, такая форма, как служба сиделок. Пилотные проекты, действительно, есть, и речь идёт о распространении модели долговременного ухода по всей стране уже с 2022 года, но точки в решении вопроса на федеральном уровне пока ещё не поставлены.

Безусловно, мы надеемся, что в ближайшее время это произойдёт, потому что для Архангельской области, в первую очередь для семей, где есть тяжелобольные родственники, уход за которыми осуществляется круглосуточно, практически без отдыха — это очень важная поддержка.

Одна из основных задач, которая также поручена мне как руководителю социального министерства губернатором — внедрение стационарозамещающих технологий. Потому что какой бы прекрасный стационар ни был, человек комфортнее себя чувствует в той обстановке, в которой находился всю жизнь.

И, например, сейчас мы рассматриваем возможность создания в области тренировочных квартир, где могли бы получать социальную поддержку и реабилитацию люди с лёгкой формой деменции — речь не о круглосуточном наблюдении, а именно о сопровождении, которое бы оказывали специалисты социальной сферы.

Основное направление нашей работы — сделать социальную помощь в целом доступнее. Во всех смыслах. У меня, например, на предыдущей работе в НАО регулярно был день «открытых дверей» — день приёма граждан. Но прийти с любым вопросом, обратиться с проблемой можно было вообще в любой день.

– В Архангельской области тоже будет день «открытых дверей» министра?

– Мои двери всегда открыты. И все наши специалисты, мои коллеги — это люди открытые и неравнодушные. Другие, наверное, просто не смогли бы здесь работать. Я, например, прихожу на работу рано, в 7.30, и многие коллеги, которые курируют социальную защиту, уже на своих местах. Ухожу поздно, в десятом часу вечера — коллеги всё ещё на работе. Я просто уверен, что вместе с этой командой, которая есть сегодня в министерстве, мы сделаем много хорошего и полезного для жителей Архангельской области.

– Сергей Анатольевич, вы на Севере больше двадцати лет, но родились ведь на Урале. Есть такая поговорка: «Север открыт для всех, но не всех принимает». Вас принял?

– Я думаю, что принял. Я вырос в Екатеринбурге, там же окончил юридическую академию. На Севере я с 1998 года. Был опыт — уезжал работать в Москву, но вернулся. Мне нравится Север и люди, которые здесь живут. Я вообще считаю, что с такой душой, как на Севере, людей больше нет нигде.

– А опыт, который вы получили в Москве?

– Я работал заместителем руководителя департамента социальной защиты и социального обслуживания в федеральном министерстве. Мы собирали по всей стране лучшие практики — я рад полученному опыту, так как у меня теперь есть не только кейс лучших практик, но и понимание, как внедрить этот опыт в регионе. Сохранились и отношения с коллегами по всей стране, в федеральном министерстве, в Роструде — уверен, что всё это тоже будет способствовать реализации задач, которые стоят сегодня перед нами в Архангельской области.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ