Поздно вечером 24 апреля в подъезд дома №6 в переулке Водников зашел невзрачный 36-летний мужчина. Он поднялся на второй этаж и на полу у входа на чердак сложил из дров и ветоши костер. Чтобы разгорелось пламя, понадобилась одна спичка. Так началась история самого масштабного пиромана в современном Архангельске. История, в которой вопросов больше, чем ответов, а уголовное дело насчитывает несколько десятков томов.
Дома в центре Архангельска начали гореть с апреля 2020 года. Последний пожар произошёл 23 января 2021 года. Тогда в огне пострадали трое детей – ночью они выбегали из охваченного пламенем дома №10 в переулке Водников и получили ожоги. Как потом выяснили следователи, о том, что в доме пожар, родителям детей сообщил сам поджигатель Евгений Нестеров. Он утверждает, что не хотел человеческих жертв – заказ был якобы на «расчистку» территории для новой застройки квартала. В списке на клочке бумаги, который ему передал организатор поджогов Александр Толстов, было восемь домов. Сжечь удалось три, ещё в четырёх устроить задымление. По словам Александра Свербея, старшего прокурора отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью областной прокуратуры, схема поджогов домов была фактически одинаковой – чтобы дом был признан аварийным, огонь был должен максимально повредить крышу. «Подожжёшь крышу, а потом пожарные доделают – зальют всё водой», – говорил организатор исполнителю.
По версии следствия, Евгений Нестеров и Александр Толстов познакомились незадолго до первого пожара в доме № 6 переулка Водников. Тихого, невзрачного, страдающего алкоголизмом рабочего Нестерова, который в марте 2020 года в очередной раз освободился из тюрьмы, Толстов присмотрел на площадке одной из производственных баз в Архангельске. На предложение заработать 100 тысяч рублей тот согласился сразу. Задачу ему поставили просто: «Надо сделать так, чтобы домов не было или чтобы в них не смогли жить люди», и первый адрес – переулок Водников, дом № 6. К самому поджогу Нестеров готовился несколько дней: нашёл на карте дом, съездил и осмотрел территорию, убедился, что попасть в него можно свободно – на дверях во втором подъезде нет кодового замка. Не остановило его и то, что в этом доме с матерью жила его знакомая. Женщина наняла его помогать по хозяйству, помогла найти жильё, когда тот вышел на свободу. Но поздно вечером 24 апреля, выпив полтора литра пива, он зашёл именно в её подъезд. На втором этаже у входа на чердак он сложил из дров и ветоши костёр, поджёг его при помощи одной спички и, убедившись в том, что огонь разгорелся, выбежал на улицу. Через несколько минут он вернулся к полыхающему дому с банкой пива и даже помог своей знакомой эвакуировать её маму. Пожар в доме тушили почти два часа, крыша дома практически полностью сгорела.
– На следующий день в своём шкафчике на производственной базе Нестеров нашёл деньги, – рассказывает Александр Свербей. – В общей сложности за поджог одного дома ему заплатили 68 тысяч рублей.
Согласно показаниям Нестерова, команда: «Надо продолжить» поступила от Толстова в начале июня 2020 года. И 7 июня он поджёг дом № 8 в переулке Водников, правда, на сей раз сделал это днём: зашёл в первый подъезд, поднялся на второй этаж и около выхода на чердак поджёг свисающие куски утеплителя и стекловаты. Пожар тушили больше часа, из дома самостоятельно эвакуировались девять человек, ещё четверых пожарные вытаскивали из окон. Всё это время Нестеров был рядом – сбегал за пивом в магазин, а потом помогал эвакуировать жильцов.
– В этот же день он поджёг ещё два дома в квартале – № 32 и № 34 на проспекте Советских Космонавтов, – рассказывает Александр Свербей. – Только цель была не сжечь их, а устроить задымления, чтобы отвести подозрения от переулка Водников. 11 июня аналогичные задымления он устроил в доме № 55 на улице Розы Люксембург и доме № 11 корпус 1 на проспекте Обводный канал.
Вечером 11 июня Нестерова задержали по подозрению в совершении поджогов. Через несколько дней задержали и Толстова. А уголовное дело прокуратурой было поручено расследовать региональному следственному комитету. Уж больно широкий оно вызвало общественный резонанс.
По версии следствия, идея расчистить квартал в центре Архангельска пришла в голову именно Толстову. С 2019 года он занимался работами нулевого цикла на стройплощадках, где возводились многоквартирные жилые дома. В частности, он убирал с земельных участков сгоревшие или аварийные дома, разрабатывал котлован и вывозил землю. Последний его подряд – на строительной площадке на пересечении улицы Урицкого и набережной Северной Двины в Архангельске, где сегодня ведёт строительство жилого комплекса один из крупнейших застройщиков региона. В своё время там тоже горели дома.
– Толстов решил, что земельный участок в границах улицы Выучейского – проспекта Обводный канал – улицы Розы Люксембург – проспекта Советских Космонавтов с входящим в него переулком Водников будет интересен коммерческим застройщикам, – поясняет Александр Свербей. – А он, в свою очередь, сможет получить подряд на выполнение работ на этом участке. Таким образом, он планировал заработать 2–2,5 миллиона рублей. В ходе расследования в офисах компании-застройщика были проведены обыски. Подтверждающих его слова фактов не обнаружено. Таким образом, следствие пришло к выводу, что он неверно трактовал для себя коммерческие интересы застройщиков.
Оперативные мероприятия следователи провели и в администрации Архангельска. В частности, выяснилось, что на территории, куда входит переулок Водников, планировалось строительство многоэтажных жилых домов (по проспекту Обводный канал) и детского сада. Однако в июне 2020 года это решение было отменено. И то, что оно совпало с пожарами, по показаниям главного архитектора города – чистая случайность. Теперь на этом участке будут строить школу, а для её возведения по нормам необходимо не менее четырёх гектаров – на каждого ученика 40 метров – и удалённость от магистралей и улиц на расстояние не менее 15–25 метров. По предварительным оценкам, для этого в квартале придётся расселить и снести 25 домов.
Пока шло следствие, срок содержания под стражей Нестерова неоднократно продлевался. А 2 декабря 2020 года достиг максимума, и Ломоносовский районный суд изменил ему на меру пресечения, отпустив на свободу. Ночью 23 января 2021 года Нестеров вновь пришёл в переулок Водников и поджёг дом № 10. К тому времени жильцы домов в переулке уже установили в подъездах двери с кодовыми замками и систему видеонаблюдения. Но по случайности дверь в первый подъезд была открыта. По версии следствия, Нестеров поднялся на второй этаж и с помощью спичек поджёг ковролин, которых находился на деревянном шкафу. Затем подождал, пока пламя разгорится, и пошёл стучать в двери жильцам с криком: «Пожар, уходите из дома!». Последними он предупредил семью, снимавшую квартиру на первом этаже. В тот момент, помимо взрослых, в квартире находилось семь детей, трое из них, выбегая из горящего дома, получили ожоги. Пока пожарные тушили огонь, Нестеров был рядом, рассказывал ошеломлённым жильцам дома, что видел, как поджигали дом, и просто хотел всех предупредить. Уже под утро он забрался в сгоревшую квартиру на первом этаже и под предлогом того, что он забирает уцелевшие вещи своей бабушки, вынес оттуда телевизор и другие ценные вещи на 28 тысяч рублей. Всё это запечатлела видеокамера. Позже оперативники нашли обгоревшую куртку Нестерова в мусороприемнике дома, где он жил, кстати, также расположенного в этом квартале.
– В результате поджогов жильцы трёх домов № 6, 8 и 10 по переулку Водников лишились жилья и своего имущества, – поясняет Александр Свербей. – Ущерб причинён и муниципальному образованию «Город Архангельск». Общая сумма – более 20 миллионов рублей. Оба обвиняемых – и Толстов, и Нестеров – вину в инкриминируемых преступлениях признали полностью. Степень их вины и наказание определит суд.