17.06.2021 18:11

Жителям Архангельской области рассказали, как защититься от мошенников

Разговор шёл о преступлениях, совершаемых с использованием средств мобильной связи и сети интернет
Кадр из трансляции брифинга

На вопросы жителей Поморья отвечал заместитель начальника следственного управления регионального УМВД Алексей Ситников и управляющий Отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Блок.

— На протяжении последних трёх лет доля киберпреступлений в Архангельской области неуклонно растёт. От общего массива в 2018 году такие преступления составляли 9 процентов, в 2019 - 18 процентов, в 2020 — 25 процентов. То есть, в прошлом году таких преступлений была уже четверть от общего числа, — рассказал Алексей Ситников.

Он добавил, что раскрываемость таких преступлений сейчас составляет порядка 30 процентов - цифра выросла по сравнению с прошлым годом. По его словам, сложность их раскрытия заключается в том, что подобные преступления совершается теми, кто находится в других регионах. 

— С другой стороны, если преступления совершают наши земляки против жителей других регионов, мы над этим работаем и расследуем такие дела. Однако, это единичные случаи — мошеннических «колл-центров» как в Москве и других регионах у нас в Архангельской области нет, — отметил Алексей Владимирович.

Он сообщил, что в прошлом году в Поморье было расследовано только одно уголовное дело против мужчины, который находился в нашем регионе и совершил подобное преступление.

Андрей Блок в свою очередь рассказал о том, что жители Архангельской области в последние годы активно пользуются интернетом и мобильными технологиями, дистанционными переводами и тому подобным. Соответственно, увеличилась и доля подобного рода хищений — на 34 процента за предыдущий год.

— В 2020 году, по данным Банка России, мошенники похитили около десяти миллиардов рублей — это в полтора раза больше, чем в 2019 году. Самым популярным способом краж средств у граждан остаются звонки с использованием методов социальной инженерии. Однако, доля таких хищений (когда граждан убеждают в необходимости передать свои данные или совершить переводы на «безопасные счета») в 2020 году снизилась — с 69 до 62 процентов. Мы считаем, что это - результаты информирования населения и профилактической работы, — пояснил Андрей Блок.

Отвечая на вопрос о том, откуда мошенники узнают данные граждан (ФИО, информацию о наличии банковских карт и счетов), Алексей Владимирович сказал, что зачастую люди сами раскрывают их — в социальных сетях, на различных сайтах и в организациях.

— Мы часто сами не знаем, что информация поступает преступникам или куда она вообще направляется и кто ей может воспользоваться. Не стоит исключать того, что какая-то информация может получаться и неправомерным доступом — с помощью взлома различных баз данных или кибератак, — отметил он.

Все участники беседы согласились с тем, что на уловки мошенников попадаются люди совершенно различные - как по статусу, так и по возрасту. Однако, были озвучены и статистические данные - люди в возрасте от 20 до 60 лет составляют две трети всех потерпевших от действий мошенников и только одна треть из них - пенсионеры.

Алексей Владимирович рассказал о том, какие основные схемы используют мошенники.

- Таких схем уже больше десятка. Самой популярной, конечно, является схема со звонками от мнимых сотрудников банка, правоохранительных органов и так далее. Гражданину сообщают о том, что с его счёта кто-то пытается снять средства, либо оформить на его имя кредит. Для того, чтобы ввести человека в заблуждение, мошенники используют не только социальную инженерию, но и подложные номера. Например, они подменяют свои номера телефонов на номера банков или правоохранительных органов, - пояснил Алексей Ситников.

Андрей Блок согласился с ним и сказал, что новые схемы придумывают постоянно. Главное, что их цель остаётся неизменной - любыми путями заставить человека перевести деньги или сообщить данные своей карты.

- Если вы понимаете, что вам звонят мошенники — вам стоит просто прекратить разговор. Чем меньше времени вы разговариваете с аферистами, тем меньше шанс, что вы попадётесь на их уловки. Главное, всегда помнить, что сотрудники банков или правоохранительных органов никогда не звонят с сообщениями о попытках снятия средств или попытках оформить кредит. В том случае, если вам звонит человек, представляющийся сотрудником правоохранительных органов, и вы сомневаетесь в его словах, то вам тоже стоит прекратить разговор. После этого советую позвонить в местное отделение полиции и узнать, есть ли у них какая-то информация, связанная с вами, - заключил Алексей Ситников.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Константин ЖУРАВЛЁВ