В архангельских Гостиных дворах показали наряды 1940‑х годов

Что нужно было мужчине тех лет, чтобы быть красивым? Только быть мужественным солдатом-победителем – и симпатии соотечественниц обеспечены. А как одеться в те годы девушкам, чтобы завоевать внимание немногих свободных мужчин?
«Гармонь была как сто дивизий, что побороли ад и смерть…». Фото автора
Согласитесь, в ретро-платьях женщины особенно очаровательны
Мужчина в военной форме – всегда красивый

Если вы подумали, что тоже в форму, то ошибётесь. Очень давно мне рассказывала одна ветеран, что, вернувшись домой, она постаралась как можно скорее снять гимнастёрку с медалями и надеть довоенное платье, к счастью, сохранённое мамой. Дабы не слышать вслед от обозлённых от личных потерь женщин на улицах: «ППЖ!» (походно-полевая жена). Именно поэтому она долгое время скрывала, что была на фронте.

Во время войны мода как таковая никуда не делась, просто ушла в тень. Но после войны мода возродилась, поскольку женщины всегда хотят красиво выглядеть и модно одеваться, как об этом рассказала Людмила Евстафьева, участница военно-исторического клуба «Северная Двина» из Северодвинска. И под её руководством состоялся показ мод 1940‑х годов, в которых участвовали вместе с ней шесть моделей. Помните кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» — показ мод 1945 года? Примерно так и состоялась демонстрация модной одежды под незабвенную «Рио-Риту» вечером в Гостиных дворах:

– На голове Евгении — фетровая шляпка с вуалью, вуаль часто скрывала отсутствие макияжа, поскольку косметику достать было трудно. Туфли на невысоком каблуке с ремешками, а вот с чулками со швом тогда везло не всем, потому иногда рисовали стрелки прямо по ноге. Причёска поддерживается шпильками, правда, закреплена современными средствами…

На Карине оказалось раритетное платье из натурального шёлка, которое принадлежало бабушке Людмилы Евстафьевой. И туфли с сеточкой и бантиком, некогда принадлежавшие жительнице тогдашнего Молотовска, тоже оказались из сороковых годов. А вот меховая горжетка была безумно популярной в дополнение к платью или костюму, но то была привилегия зажиточных дам и надевалась исключительно на большое праздничное событие.

– Следующая модель — Кристина, — продолжила Людмила Евстафьева. — На Кристине штапельное платье красного цвета. Такие платья были универсальными, и их могли позволить себе многие — и в городе, и в селе. Этот образ дополнен шляпкой-таблеткой, брошкой и перчатками. Маникюр в ту эпоху сделать было сложно, и потому натруженные за годы войны руки женщины прятали в перчатки.

На Екатерине тоже оказалось раритетное крепдешиновое платье с рукавами-фонариками, с изящным воротничком-галстуком. Мария представила «городской» образ: строгое бархатное платье, блузка с жабо, шляпка, небольшая сумочка. А на самой Людмиле Юрьевне оказалось платье-реплика удивительного атласного платья 1941 года, которое попало в клуб тоже от жительницы Молотовска, по профессии учительницы. Но такого же материала в современных магазинах реконструкторы не нашли. Шляпка и того интереснее — американская 1943 года с вуалью-трансформером — сзади поддерживала уложенные волосы, а спереди закрывала лицо.

По словам Людмилы Евстафьевой, на показе были представлены не все предметы женской одежды, имеющиеся у реконструкторов: иначе нужно было бы «привезти из клуба три больших автобуса». Как все эти предметы попали в руки энтузиастов исторической реконструкции?

– По-разному, — ответила Людмила Евстафьева. — Мы в Северодвинске дружим с разными землячествами, Пинежским, например. Их участники приносят раритетные вещи, большая часть хранится у нас в клубе. Иногда наши участницы сами что‑то шьют или им удаётся отыскивать вещи. Журналы мод 1940‑х мы тоже собираем, но мастеров, которые могут точно сшить по журналам 1940‑х, немного. Однако, хорошим мастерам нравится с нами работать — это интересно, нестандартно, красиво. Самое трудное тут — найти ткань, технологии слишком изменились. И, конечно, если есть возможность — сразу показываем свои коллекции, как, например, на «Ночи музеев».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА