17.06.2021 08:30

Северный хор в годы Великой Отечественной войны: Песня стала нашим оружием

22 июня 1941 года меняет все творческие планы Северного русского народного хора. Великая Отечественная война застала коллектив в Великом Устюге
1944 год. На Всероссийском смотре в Москве Северный хор получил первую премию и вошёл в число лучших

Начались поездки по воинским частям и госпиталям Волховского, Ленинградского и Карельского фронтов. За это время артисты дали в военно-полевых условиях 1100 концертов.

Начало войны — в Великом Устюге

После триумфального выступления в 1941 году в Москве Северный хор на пассажирском пароходе «Пролетарий» совершал поездку вверх по Северной Двине, останавливаясь для выступлений в малых городах, деревнях и сёлах. 22 июня подошли к Устюгу. Концерты на малой родине коллектив давал всякий раз во время своих гастролей по реке. Так и в этот раз в Великом Устюге было запланировано несколько встреч со зрителями, чтобы все желающие непременно попали на концерт.

Во время концерта в клубе объявили, что началась война. Коллектив сразу потребовали в Архангельск, но спустя уже несколько дней артисты продолжили свой ранее намеченный маршрут по реке Вычегде вплоть до Сыктывкара. Далее путь был продолжен по железной дороге до Воркуты.

Об итогах первой гастрольной поездки по Северу рассказывала «Правда Севера» в статье «От Москвы до Печоры».

«Народный хор северной песни закончил свои гастроли. Москва, Вологда, река Северная Двина до Великого Устюга, река Вычегда до Сыктывкара, Северная железная дорога — вот маршрут гастрольной поездки. И всюду: в столице и райцентрах, в колхозах и леспромхозах, в запанях и затонах, на переходах и земмашинах — выступления хора встречали горячий отклик у слушателей.

Хор впервые побывал в отдалённых райцентрах и колхозах. Артисты глубоко понимали значение своих выступлений, и поэтому обширный репертуар северных фольклорных песен был пополнен оборонными песнями советских композиторов. Сказительницы Гладкобородова и Суховерхова сложили новые сказы, призывающие народ на борьбу с немецкими варварами.

То задорно и бодро, то сурово и гневно звучат наши оборонные песни. Они мобилизуют зрителя на отпор врагу, на обеспечение полной победы Красной Армии.

Любовь к фольклору, любовь к патриотической советской песне глубока в нашем народе. Северный хор обслуживает передовые позиции Северного Военно-Морского флота. Песня стала настоящим оружием фронта».

Сказители и фольклорная группа хора особенно ярко проявили себя в годы Великой Отечественной войны. Уже 24 июня, через день после начала войны, Анна Ивановна Гладкобородова напела сказ «На призыв вождя все откликнулись», а Суховерхова — «Как один, пойдём все за Сталиным». Затем появились песни «Армия родная едет в бой», «Под славным Сталинградом», «За родную Москву» о боях под Истрой, песня о легендарном подвиге капитана Гастелло, «Ой волна, ты волна» — о героических боевых делах моряков-североморцев, корабли которых сопровождали караваны судов, идущих с военными грузами в Архангельск и Мурманск, сатирическая песня «Истрепал Гитлер смазны сапоги», частушки «За Родину», «Небывальщина-неслыхальщина» и другие.

Ряд песен, созданных в годы войны, вошёл в золотой фонд хора и исполняется до сих пор, например песня «Цвела, цвела черёмуха» в обработке С. Богуславского на слова сказительницы А. Анисимовой.

С гастролями на фронт

Военное время — пример доблестного труда коллектива Северного хора. Закончив гастрольную поездку по Архангельской области и Коми, уже с 25 сентября 1941 года он поступил на месяц в распоряжение Северного флота. Так началась одна из ярких страниц сотрудничества Северного народного хора с армией, флотом и тружениками тыла.

1942 год отмечен поездкой хора на Карельский фронт, концертами в тыловых частях, в подшефных госпиталях.

Хороводные, старинные обрядовые, плясовые, лирические песни в исполнении Русского народного хора северной песни под художественным руководством А. Я. Колотиловой волнуют и радуют, трогают и смешат, отмечали фронтовые газеты.

«Мы выражаем наше восхищение исполнением народных песен, тематика которых воспитывает уверенность в нашей силе и победе над врагом, а их комедийное направление легко воспринимается слушателями. Это роднит коллектив работников искусств с бойцами, это ещё раз доказывает великую, несокрушимую силу нашего народа», — писали в одном из многочисленных отзывов бойцы и командиры одной из авиачастей Архангельского военного округа.

Артистки Н. Чурон, Л. Шехина, Ф. Меркурьева вспоминали, как бережно и заботливо доставляли их моряки в штормовую погоду в шлюпках с берега или с корабля на берег, какие трудности приходилось переживать им в эти годы. Однако работали все с огромным воодушевлением.

В конце 1942 года состоялась большая поездка коллектива на Урал. Хор выступал на оборонных предприятиях Свердловска, Нижнего Тагила, Красноуральска, Первоуральска, встречался с рабочими. В ночь на 1 января 1943 года хор дал в Свердловске концерт, весь сбор от которого — 41 000 рублей — был передан в фонд обороны Родины. В Архангельске — короткий отдых, выступления в Большом театре и в филармонии — и снова в путь. Поездка на Карельский фронт и в Мурманскую область продлится два месяца.

«Как‑то во время концерта в Мурманском клубе рядом взорвавшаяся бомба сняла целый угол здания. Однако ни зрители, ни артисты не только не покинули зал, но и виду не подали, будто что‑то произошло», — вспоминали артисты.

Так и проходили военные дни: артисты жили в холодных вагонах и теплушках, часто — впроголодь, часто — спасаясь от бомбёжек. И только концерты — на колхозном поле или на кораблях, в прифронтовой полосе или в госпиталях — напоминали их прежнюю, привычную жизнь.

Новый триумф в Москве

Наступал 1944 год. Красная армия освободила Киев, разгромила противника под Ленинградом и Новгородом. Чаще стали греметь салюты в честь побед на фронтах Великой Отечественной войны.

Совет народных комиссаров объявил о предстоящем Всероссийском смотре хоров, ансамблей и солистов — исполнителей русской народной песни. Смотр призван был способствовать творческому росту коллективов и солистов, а сам факт проведения его в тяжёлые годы войны означал, что этому мероприятию придаётся большое значение.

С огромных просторов Советского Союза съехались в Москву десятки коллективов, каждый из которых будет показывать своё искусство. Всероссийский смотр исполнителей народной песни длился более двух месяцев. Московские гостиницы были переполнены, и наши хористки жили на пароходе, стоявшем на Москве-реке недалеко от Киевского вокзала.

«Северный народный хор изумил аудиторию уже при своём появлении: какое богатство красок, узоров, рельефных форм домотканых северных костюмов и головных уборов, этого подлинного художественного творчества трудолюбивой женщины-северянки! Песни, исполненные Северным хором красивым, широко льющимся звуком, со спокойными, не резкими нюансами, обнаруживают богатство северных народно-песенных стилей: несколько суровые, эпические по духу, даже в лирических эпизодах, пинежские песни — наша древнерусская песенная классика — заметно отличаются от каргопольских песен, от лирики Шенкурского, Лешуконского районов», — писала «Вечерняя Москва».

По итогам смотра лучших хоровых коллективов страны Северный хор поделил первое место с Воронежским, пленившим москвичей тонким лиризмом исполнения, блеском живого народного юмора. Наградой за победу стала длительная гастрольная поездка на Дальний Восток. В течение шести месяцев хору предстояло выступать в частях Дальневосточного фронта и на кораблях Тихоокеанского флота.

Колотилова гордилась работой хора в военное время. Во время Великой Отечественной войны на фронте и в тылу выступления коллектива посмотрело около миллиона человек. Участники хора награждены медалями «За оборону Заполярья» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Подготовила Надежда ЛЕБЕДЕВА по материалам архива Северного русского народного хора