В Архангельске подвели итоги проекта по профилактике эмоционального выгорания сотрудников детских домов

«Помогая себе — помогаю другим» — совместный проект регионального центра поддержки инициатив «Новый взгляд» и фонда президентских грантов
Фото предоставлены АНО поддержки инициатив «Новый взгляд»

Название проекта определяет его суть — если педагог находится в ресурсе, способен помочь себе, то у него будут силы помочь другим.

Когда душевные силы на исходе

— На протяжении последних трёх лет мы много работали в районах области, — говорит директор АНО поддержки инициатив «Новый взгляда» Ольга Бобрецова. — И наш очередной проект родился, как ответ на запрос сотрудников детских домов. Работа в детском доме сложная, требующая многих душевных сил — проблема эмоционального выгорания негативно сказывается на взаимоотношениях с воспитанниками, на климате в коллективе.

Ольга БобрецоваОльга Бобрецова

В проект вошли три детских дома — Яренский, Октябрьский и Котласский. Среди участников были не только педагоги, но и заместители директоров, воспитатели, а также психологи этих учреждений. Октябрьский детский дом пригласил на тренинги еще и сотрудников органов опеки, чтобы специалисты могли лучше понять специфику работы друг друга.

Программа состояла из нескольких блоков, каждый из которых включал тренинговые занятия. Психологи «Нового взгляда» вооружили педагогов практическими знаниями — упражнениями, которые можно выполнять «здесь и сейчас» без привлечения дополнительных ресурсов — такая самопомощь по восстановлению собственных сил. Сотрудники расширили свои профессиональные компетенции, прошли супервизию у специалистов «Нового взгляда», получили долгосрочную программу по профилактике эмоционального выгорания.

Закон детской справедливости

— Очень важным моментом было и то, что мы включили в программу занятий блок по теории привязанности и по травме привязанности, — поясняет Ольга Бобрецова. — Поскольку, большая часть детей, которые попадают в детский дом — это психологически травмированные дети, пережившие предательство со стороны близких. Некоторых вернули в детский дом уже из приемных семей.

А закон детской справедливости, как известно, жесток. И за свои обиды, дети начинают изощренно мстить. Педагоги детского дома — первые, кто с этим сталкивается, — говорит Ольга Бобрецова. — Как оказать поддержку ребёнку? Какие моменты учитывать, и какие важные факторы держать в фокусе внимания — на это и была направлена наша работа.

По словам Ольги Бобрецовой, для неё, как специалиста, стало неожиданностью, что именно знаний по травме привязанности настолько не хватает в детских домах.

— Мы были уверены, что педагоги детского дома, которые постоянно работают с социальными сиротами, располагают этой профессиональной информацией, — говорит Ольга Бобрецова. — Поскольку, знания по теории привязанности — основополагающие в психологии сиротства и лежат в основе вообще всей работы.

Но, как оказалось, специальной подготовки именно на сотрудников детских домов — нет, — констатирует Ольга Бобрецова. — Сотрудники детского дома — это педагоги, которые имеет обычное педагогическое образование, как допустим, учителя в школе либо воспитатели детского сада.

Важно, чтобы региональное министерство образования и науки обратило внимание на этот пробел — без знаний по теории привязанности работать с воспитанниками детских домов невозможно. Это все равно, что допустить к электротехническим работа человека, который к электрике не имеет никакого отношения. И в принципе не знает, чем штепсельная вилка отличается от электрической розетки.

Свои и чужие

Нехватка узких специалистов — психологов, социальных педагогов — ещё одна проблема, с которой сталкиваются детские дома из отдаленных районов области.

— Например, Яренский детский дом испытывает настоящий информационный голод — трудно проходить курсы повышения калификации очно, — говорит Ольга Бобрецова. — Опять же, потому что воспитателей не хватает. А дистанционный формат, как показывает практика — не всегда эффективно, не позволяет оценить профессиональные трудности, найти коллективную поддержку — превратить точки противоречий в точки роста.

Но одна из самых больших трудностей, которую высветил проект — это конфликтные отношения либо недопонимания между педагогами детского дома и педагогами общеобразовательных школ.

— Эту проблему с болью озвучили педагоги всех детских домов, участвовавших в проекте, — говорит Ольга Бобрецова. — Да, воспитанники детских домов, порой, ведут себя своеобразно, обучаясь в общеобразовательных школах вместе с «домашними» детьми. Но они в этом не виноваты.

Это условия их детства. Они не просили их рожать, не просили родителей от них отказываться, жестоко обращаться с ними. Дети не просили и органы опеки лишить их мам и пап родительских прав. Они, в принципе, не создавали условия для того, чтобы остаться без попечения родителей.

И то что педагоги в общеобразовательных школах открыто говорят: «Ваши дети плохо себя ведут. Мы не хотим учить ваших детей!» — для меня, как специалиста, это звучит пугающе, как разделение детей — на хороших и плохих, на чужих и своих. Все дети достойны равных возможностей для полноценного развития, воспитания и обучения. И практика, когда педагоги в общеобразовательной школе начинает как-то пренебрегать воспитанниками детского дома — это просто недопустимо.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ