12.06.2021 09:21

В Архангельске состоялась уникальная видеопремьера

Особые актёры — ребята с множественными нарушениями развития — показали кукольный спектакль, который стал частью совместного творческого проекта региональной общественной благотворительной организации «Время добра» и Фонда президентских грантов
Фото предоставлено Поморской региональной общественной благотворительной организацией «Время добра»

Называется проект просто — «Питер Пэн объединяет». О том, как проходит объединение, кто и с кем объединяется, мы попросили рассказать Полину Мусихину, председателя совета «Времени добра», одного из авторов проекта.

– Объединяемся мы все — жители Архангельска, актёры, семьи, ребята с особенностями, — говорит Полина Мусихина. — Объединяемся в творчестве. Кукольный спектакль «Питер Пэн» — это дубликат основного спектакля с одноимённым названием, премьера которого состоялась на сцене Архангельского театра драмы ещё в начале года.

У кукольного спектакля своя специфика, другой актёрский состав. Четверо наших актёров — тяжёлые ребята на колясках. Но мы все — одна команда, одна творческая банда. И поскольку не все наши ребята могут передвигаться сами, то театральное действие, а длится спектакль тридцать минут — это действие с помощью. С помощью мам, с помощью режиссёра Ильи Логинова.

– Спектакля с таким актёрским составом ведь никогда раньше не было в Архангельской области?

– Я думаю, его не было и в России. Идёю включить в спектакль ребят с тяжёлыми и множественными нарушениями развития предложила Наталья Костина, председатель АРГИМОЗ.

Изначально мы писали проект под большой спектакль «Питер Пэн». Задумка была объединить творческие направления «Времени добра» — театральную студию, студию «Движение», наших волонтёров. И буквально на ходу, на финальном этапе написания проекта, мы вдруг собрали ещё один «чемодан» — с куклами.

Помочь воплотить идею согласился Илья Логинов, актёр, создатель театра-студии «Понарошку». Более того, оказалось, что в юности Илья сам играл в спектакле «Питер Пэн». И работа с нашими ребятами — это очень личное событие для него.

– А почему в основе проекта всё‑таки «Питер Пэн»?

– Это история о детях, которые не взрослеют — спектакль, заставляющий о многом задуматься. О семье, о роли мамы. О том, что мы все немножко Питеры Пэны. И нам всем нужна любовь родителей.

Если говорить о кукольном спектакле, то дети, которые в нём играют, они, действительно, не взрослеют. Они открытые и искренние. В силу своих особенностей у них свой мир. И реакция их на участие в спектакле, то, как они переживают эмоции… Это было порой неожиданным открытием. Мы ведь привыкаем, что наши дети — «просто дети». А в творческом процессе столько всего нового и интересного рождается.

Помню, как расчувствовалась на репетиции наша Юля, впервые услышав флейту. Как менялся Максим при дуновении ветра. По сценарию именно в этот момент — его выход. И веточка дерева — рука Максима — начинала качаться…

– Мы общались с Еленой, мамой Максима. По её словам, репетиции для Максима — возможность «почувствовать свет в жизни». И «Питер Пэн», наверное, тот случай, когда подготовка к спектаклю значит не меньше, чем сам спектакль.

– Общение, социализация — именно то, ради чего всё и затевалось. Сколько радости было, когда рождались новые идеи! Мы собирались вместе, просто пили чай… Илья Логинов чутко и бережно направлял нас, профессиональным взглядом что‑то отсеивал, что‑то предлагал. Мы вместе шили кукол, костюмы. Снимали видеоуроки — мастер-классы, чтобы дети с родителями могли сами устраивать «театр в чемодане» у себя дома.

– Премьера кукольного спектакля прошла в видеоформате. А будет ли повторение спектакля, соберутся ли актёры вновь на одной сцене?

– Обязательно. Уже с сентября начнём планировать выступления. Хотим, чтобы спектакль увидело как можно больше людей. Какой смысл создавать то, что не движется вперёд? Будем подавать заявку и на участие в областном фестивале семейных театров. Надеемся, что поедем и на международные инклюзивные творческие игры — фестиваль, который состоится летом в Хабаровске.

– Всех своих актёров повезёте?

– А как же? Всех! Вот только средства на поездку найдём. Очень надеемся, что город, область нам в этом помогут. Главная идея проекта — показать, что возможно всё. И наши страхи — они только в головах. Не надо бояться, надо просто жить, действовать, общаться. Не замыкаться в себе. Мы все имеем право на творчество. И созданы, чтобы творить. И не важно, какие у кого при этом особенности.

В рамках проекта был снят фильм об Архангельске — нашей творческой жизни, спектаклях, студиях. О наших замечательных детях! Спасибо студии «Инфильм», Анатолию Конычеву — фильм можно будет посмотреть на Дне города Архангельска.

– «Время добра» поддерживает творчество ребят с инвалидностью уже много лет. Но в 2014 году, когда возникла идея создать особую театральную студию совместно с Архангельским театром драмы, это ведь тоже был, по сути, эксперимент?

– Да. И даже сейчас, далеко не во всех театрах страны есть подобное сотрудничество. Некоммерческим организациям, работающим с особыми детьми, до сих пор приходится объяснять академическим театрам, что это важная социальная работа. Нам, в Архангельске, повезло. Благодаря театру драмы, сотрудничество и партнёрство переросли в крепкую дружбу. Из театральной студии выросла и студия «Движение» — к нам пришли заниматься ребята с синдромом Дауна.

У каждого нашего артиста, большого и маленького, у каждой семьи — своя история, свой путь к творчеству. Иногда это даже такой подвиг. И я благодарна за поддержку каждому. Потому что первый вопрос: «А кому это надо?» И если надо ребёнку, если глаза блестят от счастья, то появляются силы — рождаются новые проекты. Жить интересно!

Мы хотим привлечь общественное внимание к ребятам с инвалидностью, к особым актёрам. Но наши ребята не хотят жалости к себе.

– Как говорит Ян Кузнецов, особый актёр и просто талантливый парень, про успехи которого неоднократно писала «Правда Севера»: «Мы не красивые, но и не страшные».

– Да, мы — это просто мы. Наши ребята уверены в себе. И понимание, что не надо бороться с этим миром, тратить на борьбу свою жизнь — оно тоже есть. Потому что как только начинается борьба, пропадает элемент лёгкости и творчества.

– Никому ничего не надо доказывать.

– Не надо. Надо жить. Ну не бывает, чтобы все хорошо относились друг к другу. Доброта ведь тоже имеет разные мотивы. Зачем ты делаешь доброе дело, знаешь только ты сам.

Образно говоря, все герои, когда выдадут футболки — все бегут добровольцами мир спасать. А когда ты один на один с собой… Ты какой? Когда ты один со своей мамой? Какой мотив у твоей доброты? Ну не видит тебя никто, но сам-то ты знаешь. Что посеешь, то и пожнёшь — не просто поговорка. Это закон, который работает. И его не обойти.

Однажды меня спросили: «А зачем делать добро? Не делай добра — не получишь зла». Но доброе дело не требует ничего взамен. Это личный выбор, никто не заставляет. Ты делаешь добро безвозмездно, то есть даром. А если возникает вопрос: «Что я получу?» — это уже не благотворительность.

– «Время добра» — это о том, что пора вспомнить про добрые дела…

– Название у нас, возможно, наивное, но именно простоты порой не хватает. Я не как хиппи: «Давайте любить всех». Нет, не сможем, но делать добро по мере возможности — это несложно.

Конечно, без поддержки северян, жителей Архангельска «Времени добра», наверное, тоже не было бы. Когда говорят, что на Севере у нас, мол, все какие‑то замороженные… Может и так. Но мы от этого только крепче. Мы за всех и для всех. Надеемся друг на друга — работаем сообща.

– И над какими проектами работаете сейчас?

– Задумок и планов очень много. Например, музыкальный проект совместно с Тимом Дорофеевым. Хотим обучать ребят, развивая наш северный самобытный джаз. И когда стали писать проект, то первое условие опять было — мы объединяемся.

Есть у меня и такая мечта — театральные дворы. Построили во дворах спортивные площадки — потянулись мы к спорту. А почему бы во дворах не установить театральные площадки? Инклюзивные, чтобы была возможность заехать туда и на коляске. И кукольный домик поставить, чтобы захотелось детям, пусть из палочек и веточек, но показать свой собственный спектакль. Разве у нас мало талантов? Двор мог бы организовать концерт. Сейчас такие театральные площадки устанавливают в крупных парках, на общественных территориях. Но не возникает там почему‑то самодельных концертов.

– А во дворе возникнет?

– Возникнет. Потому что это двор. Выйдет бабушка с внучкой гулять, а внучка покажет концерт. Скамейка рядом — зрители придут. Название проекта: «Весь двор — театр, а жители — актёры». Создадим сайт, где можно будет посмотреть эти дворовые концерты. Сейчас же все хотят снимать, в социальные сети своё творчество выкладывают. А почему не выступить на сцене во дворе? Спел песню — уже праздник.

Архангельск — культурный и отзывчивый город. Я иногда думаю, мы просто не всегда ценим то, что здесь живём. Многие, к сожалению, уезжают. Но если в душе нет покоя, то счастья нигде не будет. От себя не убежишь. И я всегда говорю: «Ребята, мы многое можем сами. Главное — захотеть…»

Недавно ездила в Москву на конференцию инклюзивных театров. Мне вопрос задали: «Почему не выходите со своим опытом за пределы региона? У вас же столько всего интересного!» Так потому и не выходим — мы делом заняты. У нас здесь работы много. Кто хочет — приезжайте к нам. Учитесь, смотрите. Сейчас вот режиссёры из Москвы приехали, с ребятами нашими занимаются. Мы открыты для всех и поделиться добром готовы всегда.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ