11.06.2021 08:49

Не спешите возвращать «ошибочный перевод»

Управляющий региональным отделение Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Блок рассказал читателям «Правды Севера» о схемах, с помощью которых мошенники обманывают доверчивых граждан

– По данным Банка России, среди распространённых схем обмана с использованием методов социальной инженерии в 2020 году встречался и так называемый ошибочный перевод. Конечно, перевести деньги «не туда» на самом деле можно по ошибке, перепутав реквизиты или номер телефона. Но вполне вероятно, что об «ошибочном переводе» клиенту банка сообщают мошенники.

Схема обмана: как распознать

В случае обмана аферисты обычно присылают жертве СМС-сообщение от имени банка о «пополнении счёта». Надо сказать, что номер, с которого пришло это сообщение, может и не вызвать подозрений: мошенники научились подделывать банковские номера.

Если человек поверил сообщению, да и денег в этот момент не ждал, то следующий за СМС телефонный звонок от мошенника с просьбой вернуть «ошибочный перевод» его не удивит. И порядочность заставит выполнить требования обманщика. На то и расчёт!

Поэтому, получив такое СМС, для начала удостоверьтесь, точно ли деньги пришли на счёт. Это можно сделать через онлайн-банк или мобильное приложение банка. Если сумма на счёте не увеличилась, вопрос закрыт: вы же не хотите перевести свои деньги мошенникам.

Если деньги действительно пришли, нужно запросить в банке выписку со счёта, чтобы понять, кто сделал перевод. В выписке будут указаны реквизиты отправителя. Если он вам знаком, с ним можно связаться и прояснить ситуацию. В случае явной ошибки нужно попросить банк перечислить сумму обратно. Не переводите деньги самостоятельно. А если вас под различными предлогами просят отправить ошибочный перевод на какой‑то другой счёт — это признак мошенничества.

Но бывает, что поддельное СМС-сообщение о зачислении денег — это только начало действий мошенников. Под видом сотрудников банка они сообщают по телефону его клиенту, что «по карте проводится подозрительная операция». Или уведомляют о «техническом сбое в системе банка» и предлагают «перепроверить реквизиты». На самом деле под этим предлогом преступники выманивают секретные данные — коды и пароли.

Если «сотрудник банка» требует коды или пароли, торопит и запугивает — это верный признак мошенничества.


Что надо знать

Не нужно спешить с обратным переводом денег. Конечно, присвоение ошибочно перечисленных средств считается необоснованным обогащением, и получатель обязан их вернуть, если знает реквизиты того, от кого пришёл платёж. Такими реквизитами могут быть номер телефона, карты или счёта отправителя. 

Но узнавать их надо не от позвонившего неизвестного вам человека, а в банке. Возврат перевода тоже может осуществить банк — для этого совершенно не нужно выходить на связь с тем, кто перевод отправил.


Как остановить

Положите трубку и самостоятельно наберите номер банка — он есть на банковской карте и на его сайте. Нужно сразу сообщить об ошибке, назвать точную дату, время и сумму перевода, который требуется отменить. Чтобы удостовериться, что звоните именно вы, оператор задаст контрольные вопросы (уточнит паспортные данные, кодовое слово и другую информацию) и проконсультирует вас, как следует поступить дальше.

О чём ещё важно помнить

С помощью уловки с «ошибочным переводом» преступники могут вовлечь клиента банка в многоходовую аферу. Например, они через интернет могут продать одной жертве несуществующий товар и дать ей для перевода добытые с помощью фишингового сайта реквизиты счёта другого обманутого. Получив чужие деньги транзитом через его карту, аферисты исчезнут, а разбираться с разгневанным покупателем придётся человеку, поверившему в трюк с «ошибочным переводом».

Не давайте себя обмануть!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.