30.05.2021 11:00

В Архангельске представили обнажённое искусство

В Усадебном доме Екатерины Плотниковой всего на десять дней открылась небольшая выставка «Обнажённое искусство»
фото автора

Этой экспозицией из коллекции музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»  открывается цикл краткосрочных выставок с названием «Вечерняя выставка». Организаторы проекта Ольга Кулешова и Валерия Зиновьева считают первую выставку цикла мини-арт-туром в историю российского изобразительного искусства жанра «ню» и предлагают вечернюю программу для взрослых зрителей с экскурсиями, лекциями, встречами с художниками.

«Ню» – от французского «нагота, обнажённость». На архангельской выставке представлена графика, скульптура, живопись российских художников, в том числе и художников-северян. Надо сказать, что многие произведения этой выставки долго лежали в запасниках и нечасто появлялись в экспозициях для широкого зрителя.

Прямо скажем, с изображением обнажённой натуры в русском искусстве, насчитывающем как минимум тысячу лет, небогато. Например, наши художники долго не изображали обнажённую женскую натуру, «обходясь» мужской. На выставке показаны две графические работы Александра Борисова, «художника вечных льдов», созданные в его бытность учёбы в Академии художеств, там изображены натурщики-мужчины.

А как же картины Брюллова, Семирадского, Маковского, где изображены обнажённые женские тела? – спросите вы. Эти художники ездили за «откровенной формой» в Италию, где работали профессиональные натурщицы. В нашем отечестве и по сию пору ведутся разговоры о «недопустимости демонстрации» произведений жанра «ню». Особенно в этом отношении страдает Эрмитаж, который недавно получил очередную жалобу о плохом влиянии обнажённых античных скульптур на детей.

– Такие разговоры возникали всегда, – сказала на открытии выставки Ольга

Ольга КулешоваКулешова. – Упрёки в нецелесообразности, оскорблении вкуса получали и художники, и представители музейного сообщества. Известны случаи, когда в середине прошлого века музейщикам Эрмитажа приходилось чем‑то прикрывать произведения в жанре «ню»…

На выставке представлены произведения выдающихся русских художников, таких как Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев (только не ищите его пышнотелых купчих, на архангельской выставке показаны офорты Кустодиева со стройными девушками), авангардист-бубновалетовец Илья Машков, Владимир Вейсберг, Юрий Пименов и другие.

Творчество архангельского художника Евгения Зимирева представлено его изящными работами к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Наверное, у многих архангелогородцев есть в домашних библиотеках эта книга с графическими рисунками Зимирева, в своё время вышедшая в Северо-Западном книжном издательстве. Имеется также одна работа архангельского скульптора Надежды Шек под названием «Торс».

И весьма необычна для выставки жанра «ню» картина художника, педагога и теоретика искусства Элия Белютина, известного своей «модульной» живописью. Белютин считал, что нужно изображать не предмет, а те ощущения, который он вызывает, как рассказала на первой вечерней экскурсии искусствовед Дарья Эрдман. Но, видимо, так не считал Никита Сергеевич Хрущёв, глава государства, который «разгромил» выставку в московском Манеже в 1962 году именно из‑за авангардистов студии «Новая реальность», руководителем которой и был Элий Михайлович Белютин.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена Ирха