Алексей Заплатин — совершено новое явление в предпринимательстве не только в нашей области, но и в масштабах страны.
Генеральным директором АТФ он стал в самое тяжёлое время для предприятия, а произошло это в 2014 году. Тогда почти все суда флота были превращены в металлолом, разрушена береговая инфраструктура, распался трудовой коллектив.
С чего начал Алексей Павлович? Он собрал ветеранов тралфлота. Как он сам говорил, это были люди-глыбы. Они ему поверили и поддержали. А ведь эта поддержка была крайне необходима — в Архангельске Заплатина встретили, мягко говоря, прохладно. Опасались, что Архангельский тралфлот уйдёт в Мурманск, и рыбы здесь мы совсем не увидим.
Но в судьбе Алексея Заплатина с этого момента Архангельск станет самым главным городом — и в работе, и в личной жизни - здесь он построил дом и поселился с семьей.
А сейчас вспомним хотя бы кратко, что смог сделать на посту руководителя АТФ Алексей Заплатин.
При его руководстве Архангельский траловый флот первым в современной России стал строить тралы на отечественных верфях. Раньше их строили за рубежом. Первый большой успех - 4 февраля на Английской набережной Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония подъёма Государственного флага России на траулере-процессоре «Баренцево море».
Это событие не только российского масштаба, но и мирового. «Баренцево море» – первое в истории крупнотоннажное рыболовецкое судно, построенное на российских верфях. Траулер также стал победителем конкурса Baird Maritime Awards в номинации «Лучшее рыбоперерабатывающее судно 2020 года» – здесь учитывались такие показатели, как инновационность, надёжность и экономичность. Первенец уже вышел на большую рыбалку. На верфи в Выборге заложено ещё три траулера такого же класса.
АТФ продолжает строить суда в Хорватии и Турции. А на разных верфях страны заложено порядка сорока траулеров, практически все верфи заняты заказами АТФ. В Нижнем Новгороде, на заводе «Красное Сормово», строится три краболова. По инициативе Алексей Заплатина была принята большая программа обновления флота, что заодно поднимало с колен судостроительную отрасль России.
Предприятие сумело пережить пандемию, когда рынки, в частности, китайский, были закрыты, и пришлось работать в убыток. Архангельск при этом оставался в приоритете. Потребность Архангельской области - около двух тысяч тонн рыбы в год. АТФ поставляет полторы из них – это треска и пикша. Плюс сельдь, камбала, палтус.
А всего за год предприятие осваивает сорок тысяч тонн рыбы, которая востребована на зарубежных рынках, а это валюта для страны. В последнее время АТФ, также осваивал и внутренний рынок.
При том, продукция Архангельского тралового флота очень качественная. Здесь работают специалисты, которые владеют старыми советскими технологиями. В последнее время наш тралфлот стал открывать свои форменные магазины.
В интервью «Правде Севера» Алексей Заплатин так объяснил необходимость в этом: «Не все торговые сети охотно берут нашу продукцию – ведь она дороже. Мне говорят – снизь цену до такой же, как … И называют одну известную фирму. Но она у нас закупает рыбу, и я знаю, что из килограмма, делает полтора. За счёт чего? За счёт добавки воды и химии. Или, к примеру, мы палтус коптим по всем правилам, на опилках. А у этой компании его просто поливают жидким дымом. У нас продукция премиум - класса, она не может стоить, как та, которая напичкана химией. Мы не гонимся за сверхприбылью, нам важно сохранить бренд и чтобы люди не забыли вкус настоящей рыбы. И неслучайно у нас много авторитетных наград именно за качество продукции».
Генеральный директор АТФ верил в рыбацкий фарт. Но, прежде всего, он верил в людей, с которым работал и для которых работал. А они верили в него. И уход из жизни Алексея Павловича Заплатина — это тяжелейшая утрата для всех...