03.05.2021 12:29

К 95-летию Северного хора: Как крестьянская свадьба покорила столицу

«Северная свадьба», 1941, г. Москва
«Северная свадьба». Гастроли в Москве, 1941 год

В 1936 году Северный русский народный хор впервые выезжает в Москву на Всесоюзную хоровую олимпиаду

Руководитель хора Антонина Колотилова приняла решение показать в столице сцены народной свадьбы. Деревенским свадебным обрядом она увлекалась ещё в годы работы сельской учительницей. Отдельные сцены были ей записаны и поставлены ещё в Великом Устюге.

Приступая к работе над «Свадьбой», Колотилова понимала, что это будут театральные сцены. Но в песнях, причетах, костюмах она была категорически против условности, поэтому в представлении использовала деревенскую одежду, натуральный домашний реквизит. С этой целью она собирала не только тексты и костюмы, но и домашнюю утварь.

Показ сцен из «Северной свадьбы» в Москве произвёл большое впечатление на столичных зрителей. Рецензируя заключительный концерт Всесоюзной олимпиады, газета «Известия» писала: «…Впервые московские слушатели познакомились на олимпиаде с замечательным бытовым хором Северного края, организованным и руководимым энтузиастом песни А. Я. Колотиловой».

Надежда Чурон, исполнительница роли невесты в «Северной свадьбе», 30–40-ые годы XX векаА газета «Радиопрограммы» опубликовала обзорную статью историка древнерусской литературы, музыковеда и композитора Сергея Богуславского. В ней, в частности, говорилось: «Наиболее старую песенную традицию показали на олимпиаде женщины-крестьянки, приехавшие из Северного края, от берегов Белого моря. Северные песни необычны по своей строгой, но подвижной мелодии, по непрерывному сплетению голосов, как в узорном орнаменте. Показ Северным хором «крестьянской свадьбы» был чрезвычайно сильным моментом олимпиады».

В следующий раз Северный хор едет в Москву в 1939 году на смотр ансамблей песни, музыки и танцев народов РСФСР. В этот раз, кроме сцен «Свадьба северной деревни» и старинных народных песен, в программу выступления были включены пляски «Сени», «Шенкурская кадриль», «Северная метелица».

Выступления в Москве прошли успешно, и Северный хор получил приглашение от Всесоюзного радио для записи на грампластинку. В студии грамзаписи под аккомпанемент баяна коллектив записал двадцать песен на десяти грампластинках.

В 1941 году Северный хор вновь готовится к гастролям в Москву уже в статусе профессионального коллектива, вновь везёт в Москву «Северную свадьбу». Антонина Яковлевна Колотилова задумала обогатить сцены свадебного обряда песенным материалом Пинежья, Лешуконья и Мезенского края, для работы над постановкой пригласила режиссёра. Главными же помощниками оставались её мастерицы-песенницы. На концерт в столицу, как на событие большой важности, «Правда Севера» послала своего корреспондента. Он и рассказал северянам о первом выступлении в Москве профессионального хора.

«Выступать на сцене лучшего в Советском Союзе концертного зала им. Чайковского – большая творческая радость для работников искусств. Коллектив хора северной песни был взволнован вдвойне. И это понятно. Достаточно лишь напомнить, что не прошло и пяти месяцев с того дня, когда хор дал первый концерт как новый профессиональный музыкальный коллектив. И вот первое выступление в Москве! А если к этому прибавить, что некоторые участники хора впервые увидели железную дорогу, троллейбус, метро, замечательные памятники архитектуры и искусства Москвы, то станут понятны волнения и трепет, с которыми они вышли на сцену концертного зала им. Чайковского.

На сцене – изба крестьянина-бедняка. Она разукрашена домоткаными полотнами и шитьём. Изба как бы разделена на две части: в одной половине гости за столом, в другой – девушки, подруги невесты.

На девичьей половине избы мать оплакивает горькую судьбу дочери. Соседка и крёстная рассматривают приданое невесты: скатерти, рубахи, полотенца.

Вводят невесту. Начинается обряд – расплетание косы. Невеста прощается со своим девичеством и, заплетая в косы девушек яркие ленты, символически передаёт его подругам.

Всё это проходит под характерные песни и присказки. Из обеих половин избы несутся то протяжные, то лирические, то любовные, то задорные шуточные песни Пинежья, Лешуконья, Приморья.

Лихой русской пляской заканчивается постановка. Зрители долго и шумно аплодируют и вызывают исполнителей основных ролей и весь состав. Лучше всех московский зритель принял исполнение под тальянку северных частушек, выступление ансамбля балалаечниц с пинежскими шуточными частушками. Из танцевальных номеров хорошо принимались народный танец «Восьмёрка» и плясовая «Вы луга, лужочки мои».

Высокой оценкой отметили выступление хора московские специалисты и пресса. «В 1940 году хор вошёл в состав Архангельской филармонии и с полным правом может быть назван одним из лучших профессиональных коллективов народной песни Советского Союза», – отметила газета «Вечерняя Москва» в номере за 14 мая 1941 года.

Однако совсем близки были события, которые повлияют на дальнейшую судьбу не только Северного хора, но и всей страны.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Подготовила Надежда ЛЕБЕДЕВА по материалам книги В. Слесарева «Антонина Яковлевна Колотилова» и материалам из архива Северного русского народного хора