Родители даже грозились перекрыть железнодорожные пути, но потом передумали – это дело противоправное, а они ведь хотят добиться справедливости вполне законными способами. Но терпение их заканчивается, а нервы сдают. Это можно понять, если хотя бы бегло посмотреть историю этой борьбы родителей за право детей учиться в человеческих условиях.
Началась борьба, как казалось, с явного успеха. В 2002 году земляк коношан, в то время депутат облсобрания Владимир Левачев пообещал поддержку в строительстве школы. А он, в свою очередь, заручился поддержкой губернатора Анатолия Ефремова, который бывал в школе и соглашался, что строить новое здание надо незамедлительно.
В том же году, в октябре, проходили новые выборы в областное Собрание. И тут уж было очевидно, что Левачев своё обещание сдержит только в случае, если снова станет депутатом. Серьёзность своих намерений в отношении школьного строительства он продемонстрировал тем, что на пустырь рядом со школой были завезены сваи из лиственницы, их забили 1 сентября.
Любовь Владимировна Сухомлинова, которая тогда работала в школе, вспоминает, что сваи забивали во время торжественной линейки, родители и дети радовались несказанно, аплодировали. Весь этот праздник снимало телевидение. И всем было очевидно, за кого надо голосовать. Но случилось непредвиденное – с небольшим перевесом в выборной гонке победил молодой рабочий. Он был всем хорош, народу понравился, но не имел никаких ресурсов влияния, тем более такого мощного, как поддержка губернатора.
Осознав, что с голосованием в облсобрание дали маху, жители Коношского района на губернаторских выборах в 2004 году проголосовали за Анатолия Ефремова – пусть доделает то, что уже начато. Сваи ведь так и остались стоять.
И снова не угадали! Победил тогда Николай Киселёв. Когда к нему на приём пришёл глава Коношского района, чтобы обсудить первоочередные проблемы, новый губернатор уточнил: «Из какого района?» «Из Коношского», – ответил глава. «Не знаю такого района», – парировал Николай Киселёв. И за четыре года район не получил ни одной копейки на развитие. Школа продолжала разрушаться. А Николай Киселёв остался единственным губернатором в новой истории области, который не посетил эту школу и не ужаснулся её состоянию.
Пришедший на его место Илья Михальчук посетил, ужаснулся и пообещал. Но, как говорят в школе, он, как Левачев и Ефремов, тоже ушёл не вовремя – вот бы ещё чуть‑чуть и построил бы! Вроде как очень хотел…
Потом в школу приезжал Игорь Орлов, который был поражён её состоянием и, разумеется, поддержал идею строительства её нового здания. По-настоящему процесс пошёл в 2018 году, когда районными властями был выкуплен типовой проект школьного здания. Его должны были построить на пустыре рядом со старым зданием. Школа находится за железнодорожной веткой, и именно здесь надо вести строительство, чтобы дети не переходили железнодорожные пути. А найти нужный участок земли непросто, пустырь оказался самым удобным местом для такого строительства.
Объявили аукцион на привязку проекта к земельному участку. Но, как пояснил глава Коношского района Олег Реутов, аукцион выиграл неудачный подрядчик, который крайне медленно вёл работы, в срок их не исполнил.
В это время Александр Кринин, бывший глава Коноши, который стал краеведом, заявил, что пустырь в прошлом – место захоронений. И что там похоронены, в том числе, бойцы Красной Армии. Позже министерство обороны эту информацию не подтвердило. Здесь образовались стихийные захоронения в тридцатые годы, когда предавали земле тела ссыльных, умерших в пути.
Из этой ситуации сторонники строительства школы предлагали такой выход – в одной части пустыря сделать мемориал и туда перенести останки всех, кто здесь покоится. Эту идею поддержал и местный батюшка.
Татьяна КолобоваДиректор школы Татьяна Евгеньевна Колобова считает, что было бы правильно, чтобы дети ухаживали за таким мемориалом – ведь это целая страница в истории страны. Но коношских краеведов поддержал молодой депутат облсобрания, он написал заявление в прокуратуру, пошли судебные заседания, которые длились до осени прошлого года. В итоге, по сути, суд принял такое же решение, как предлагалось изначально – пересмотреть земельные границы строительства школы и выделить место для захоронений.
– Сейчас нет никаких запретов ни на проектирование, ни на строительство, – поясняет ситуацию Татьяна Еропкина, начальник отдела архитектуры и строительства администрации Коношского района. – Надо доделывать документы и можно начинать строительство. Сейчас идёт корректировка проекта, предстоит провести новые геологические изыскания, межевание…
Но время, пока шли судебные разбирательства, упущено. И снова не вовремя ушёл губернатор! В школе считают, наверняка он знал, из каких источников финансировал бы строительство школы. Если уж обещал это сделать.
Нового губернатора Александра Цыбульского во время его первого визита в Коношский район родители школьников встретили плакатами у районной администрации. Губернатор тоже тогда побывал в школе. И сказал, что рассчитывает, что работы по строительству нового здания начнутся в 2021 году. Но деньги на эти работы в то время ведь нигде не были заложены.
Чтобы решить эту проблему, администрация Коношского района в адрес областного министерства агропромышленного комплекса и торговли направила заявку на участие в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий». В областном правительстве эту заявку поддержали и отправили в адрес федерального министерства.
Но чтобы попасть в эту программу, надо набрать определённое количество баллов, и не факт, что Лесозаводская школа их наберёт, опасается Олег Реутов. Итоги конкурса должны быть известны уже в апреле, но всяческие процедуры, связанные с оформлением и финансированием, начнутся только в 2022 году.
А если в эту программу школа не попадает? А для её строительства необходимо 500 миллионов рублей. Школа же рушится на глазах. Родители, действительно, боятся отправлять туда своих детей. Но они также боятся, что её закроют и детей рассредоточат по другим школам. Хотя ближайшие школы тоже заполнены. А Роспотребнадзор школу уже закрывал в 2019 году. Намаялись они тогда, пока снова не разрешили учиться в этой школе.
Олег Реутов считает, что если конкурс они выиграют, можно начать строительство уже в августе нынешнего года – хотя бы провести подготовительные работы, которые сможет профилировать районный бюджет.
На днях в школе побывал министр образования Архангельской области Олег Русинов. Его спросили: «Вы бы свою дочку отдали в такую школу?» Он честно ответил: «Нет». И этот ответ родителям понравился – сказал, как есть. Но у них‑то нет выбора. Они попросили министра: «Вы нам хоть забор поставьте, чтобы мы видели – строительство будет, чтобы мы хоть немного успокоились».
Я спросила Олега Владимировича по поводу забора. Он ответил, что позиция губернатора Александра Цыбульского однозначная – никаких заборов для успокоения людей никто строить не будет. Задача стоит – построить школу, и как можно быстрее. Возможность попасть в федеральную программу есть, а на случай, если это не удастся, рассматриваются другие варианты финансирования этого крайне важного строительства.
С директором Лесозаводской школы Татьяной Евгеньевной Колобовой мы обошли здание школы, она показала все прорехи и то, как из фундамента труха сыплется.
Когда она согласилась стать директором, знакомые поражались – зачем ей такая колоссальная ответственность? Но она – сама выпускница этой школы, и у неё появилась миссия – добиться строительства её нового здания. Тем более что у неё есть мощная группа поддержки – родительский комитет, да и большинство родителей.
Побывала я на пустыре, сфотографировала те самые, уже исторические сваи из лиственницы. Они так и стоят, как памятник самим себе.
А потом мы зашли в здание школы… И тут случилось удивительное преображение – я будто в другую школу попала. Всё чистенько, даже уютно – в коридоре занавески на окнах висят, это родители стараются создать своим детям уют. Но самый важный момент – атмосфера. Дети здесь какие‑то свободные, расслабленные, доброжелательные, воспитанные, все вежливо здороваются. Совсем не чувствуется напряжения, как часто бывает в других школах.
Вот один эпизод из взаимоотношений директора и учеников, который я невольно наблюдала. Как раз в школе проходила не то игра, не то викторина. Мы с Татьяной Евгеньевной в кабинете директора сели пить чай и общаться. Но каждую минуту открывалась дверь и звучали одни и те же вопросы: «Татьяна Евгеньевна, вы когда в нашей школе стали директором?» «В 2016‑м», – спокойно отвечала Татьяна Евгеньевна. «А в какой стране хотите побывать?» «Во Франции». Эти ответы директор повторила десятки раз. И ни одного окрика вроде того: «Закройте дверь! Не мешайте, не видите – мы разговариваем!»
И стало всё ясно со школьной атмосферой. Она такая потому, что здесь дети главные – их интересы, их вопросы… А всё остальное может подождать. И, правда, успели мы поговорить и с директором, и с родительским комитетом.
А ещё здесь готовят по‑домашнему. Я тоже пообедала в школе. Полноценный обед – салат, суп и второе – обошёлся в 87 рублей. И пекут чрезвычайно вкусные пироги – стоят они от шести до десяти рублей. Позволить перекусить могут себе все.
Выпускники Лесозаводской школы поступают в вузы Архангельска, Вологды, Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы. Кстати, глава района Олег Реутов и его заместитель по социальным вопросам Сергей Захаров тоже оканчивали эту школу, так же как и директор Татьяна Евгеньевна. Возле спортзала, в котором осыпается потолок, на пол-стены кубки и другие спортивные награды. Школе есть чем гордиться.
И всё же… В падающую школу не хотят ехать молодые учителя, например, урок английского уже ведёт учитель из Архангельска в режиме онлайн. Здесь нет современного наглядного пособия, а вкладываться в ремонт бессмысленно…
Школа – это не падающие стены. Это аура доброжелательности и любви к детям. Вот за что её так ценят родители и готовы за неё бороться.
И сейчас главное и для директора, и для родителей – защитить интересы своих детей. В школе находиться небезопасно, хотя комиссия разрешила её эксплуатацию в нынешнем учебном году. Здесь холодно, и дети постоянно простывают. С туалета дует, родители жалуются, что у девочек цистит. Как же с государственной задачей – растить здоровое поколение?
И главное – здесь явно нарушено конституционное право детей на образование – чтобы оно было доступным и безопасным для жизни. И в борьбе за это право ни директор, ни родители уже не остановятся.
– Если мы не увидим никаких изменений, – говорит Татьяна Алексеевна Санникова, член родительского комитета, – то 1 сентября возьмём всех четырёхсот учеников и пойдём в районную администрацию. Мы это сделаем! И в кабинеты чиновников посадим детей – они там будут учиться, а чиновники пусть переезжают в нашу школу. Это будет справедливо!
– Кто у нас только не был, – продолжает Василий Зажихин, председатель родительского комитета. – Губернаторы, депутаты всех уровней. Все ужасаются, все обещают, но так ничего и не происходит. Теперь мы не отступимся, самым правильным считаю – надо ехать к Президенту.
Конечно, у родителей появилась надежда на нового губернатора, они надеются, что он «что‑то придумает». Но понимают, что найти 500 миллионов рублей непросто, если они не были предусмотрены на строительство школы ни в каком бюджете. Пока неизвестно – попадёт ли школа в федеральную программу. Поэтому предложение ехать на приём к Президенту было горячо поддержано всеми. Родители считают, что таким образом они помогут и новому губернатору. А Президенту здесь очень верят…
– Коноша возвращает себе звание центральной станции. Локомотивные мощности перемещаются в Коношу из Няндомы. Значит, появятся новые рабочие места, притом хорошие рабочие места, с хорошей заработной платой, – это слова главы района Олега Реутова.
И сейчас, благодаря железной дороге, люди в Коноше имеют работу и неплохо зарабатывают. Глава района назвал такую цифру – на 22 тысячи человек, проживающих в районе, зарегистрировано восемь с половиной тысяч машин. Значит, практически у каждой семьи есть автомобиль. Неслучайно в небольшом посёлке у светофора возникают пробки. От Коноши до Вологды 250 километров, многие коношане туда ездят не только за покупками, но и в театры, на концерты.
Сейчас начинается строительство автомобильных дорог до Вологды, Вельска и Няндомы. А ещё в 2018 году на высоком государственном уровне был дан старт строительству Северного широтного хода, важнейшая часть которого – Северная железная дорога. Сроки стройки –2019–2022 годы.
Про этот проект в Коноше мне рассказали и родители учеников, связанные с железной дорогой, и глава района. В Коношу приедут специалисты, которым, кстати, где‑то надо будет учить своих детей. И свои рабочие руки понадобятся, а чтобы здесь остаться, молодым нужно понимать перспективы. В том числе, где они будут учить своих детей.
Значит, построить новую школу вместо падающей – это дело ещё и государственной важности. А вообще, может ли быть важнее задача у государства, чем заботиться о своей опоре и своём будущем?