02.04.2021 07:30

Сказительницы Северного хора

Сказительницы и мастера Пинежья А. И. Гладкобородова, А. Е. Суховерхова, Е. И. Лисицына, П. Г. Серебренникова
А. Я. Колотилова и М. С. Крюкова. 1935 г.

В середине тридцатых годов в репертуар Северного русского народного хора вошёл новый жанр поэтического народного творчества – былина

Этому способствовало знакомство Антонины Яковлевны Коло­тиловой со знаменитой поморской сказительницей Марфой Семёновной Крюковой.

Марфа-поморка

В 1933 году Колотилова подбирала в поморских деревнях группу песенниц-поморок. Карбасы, на которых ехали пассажиры с парохода, были встречены на берегу поморками. На вопрос, кто у них в деревне мастер песен, они ответили:

– Идите к Марфе Крюковой, она век свой на песнях да на былинах живёт.

Вот как вспоминала о встрече с Марфой Крюковой Антонина Яковлевна Колотилова.

«Марфа Семёновна в то время работала в колхозе ночным сторожем и жила одна в большом доме. Я застала её за чтением книги. На просьбу пропеть песни или былины Марфа Семёновна с болью в голосе ответила:

– Я давно всё забросила и по старости всё забыла.

Дальнейшее знакомство и беседа раскрыли причину молчания и нежелания петь. Оказалось, Марфа Семёновна была обижена на всех многочисленных ранее приезжавших к ней фольклористов, которые много записывали как у неё, так и у её матери, сказительницы Аграфены Матвеевны Крюковой. Много книг напечатали. Но о них, сказительницах, забывали. Марфа Семёновна страстно хотела учиться, но никто ей не помог».

Вероятнее всего, Марфа Семёновна вспоминала работу с фольклористом А. Марковым, который, собирая былины, песни и сказки, провёл лето 1899 года в Нижней Золотице.

Антонине Яковлевне удалось убедить сказительницу поделиться своим песенным богатством. У неё была изумительная память. Она знала сотни былин, песен, сказок. В первую поездку Колотиловой удалось записать от М. С. Крюковой были «О Микуле Селяниновиче», «Добрыне Никитиче», «Как Иван Грозный сына казнил», «О Петре Первом», «О братьях Петровичах Сбродовичах», предания «Как поморы на Грумант на промысел ходили», сказки «Иван – крестьянский сын» и много других. Репертуар Марфы Семёновны был настолько обширен и разнообразен, что записать всё сразу нечего было и думать.

Вернувшись в Архангельск, Коло­тилова сообщила о талантливой сказительнице, но в ответ лишь посмеялись: «Вот опять какую‑то старуху откопала». В 1936 году удалось через северную радиостанцию включить Крюкову в первый всесоюзный радиофестиваль. Выступление М. С. Крюковой по радио было встречено с большим интересом.

В 1937 году Марфа Семёновна вместе с Колотиловой отправляется в Москву. Впервые в своей жизни она едет по железной дороге, видит столицу, посещает театр. В Москве Марфа Семёновна складывает две свои первые «новины»: «Каменна Москва вся проплакала» (на смерть В. И. Ленина) и «Слава Сталину будет вечная».

Вскоре Крюкова посетила так часто воспеваемый ею в богатырских былинах Киев. «Стольный Киев-град» очаровал северянку, и вскоре появилось её большое поэтическое сказание «Во славном городе во Киеве».

За своё глубокое знание северного фольклора и богатый поэтический талант сказительницы Марфа Крюкова была принята в Союз писателей СССР, награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Северные сказительницы – о новом времени

С середины 30‑х годов речевое поэтическое народное творчество занимает в программе хора такое же место, как народная песня и народный танец.

Своим поэтическим даром Марфа Крюкова пробудила творческую инициативу других северных сказительниц и песенниц. В 1938 году, когда самодеятельный народный хор северной песни был включён в состав северной государственной филармонии, творцы сказов и песен и старые мастера исполнения выделяются в особую фольклорную творческую группу. Под непосредственным руководством А. Я. Колотиловой фольклорная группа сказительниц, песенниц и мастериц шитья и тканья выполняет большую работу по обновлению и пополнению песенного репертуара, созданию новых сказов и подбору мелодий для вновь сложенных песен.

Марфа Семёновна Крюкова, как бы породившая своими выступлениями в хоре группу одарённых молодых сказительниц, не принимала непосредственного участия в жизни и в творчестве фольклорной группы, но в основе всех их творений лежали образцы её произведений на современные темы. Анна Ивановна Гладкобородова, Ангелина Евдокимовна Суховерхова, Олимпиада Васильевна Антропова, Прасковья Степановна Губина – все признавались, что на творческий путь их толкнуло выступление старейшей сказительницы Севера.

Так, участница фольклорной группы, пинежская песенница Анна Ивановна Гладкобородова вспоминала, как в юности ходила по Пинежью и Мезени из деревни в деревню и зарабатывала шитьём, а встреча с Колотиловой и Крюковой изменила её жизнь: «Крюкова сказывала Антонине Яковлевне сказы, и тогда я припомнила, что тоже много раньше слыхала сказов, когда шила и ходила по Поморью и Пинежью. Мне понравились сказы Крюковой, и однажды я взяла и написала сказ «Как папанинцы жили на льдине и вернулись домой». Потом наша группа сложила мотив на эти слова, и мы назвали песню «Как по морюшку по Гренландскому», песня эта в 1939 году, когда наш хор ездил на выставку в Москву, была записана на граммофонную пластинку.

Так талантливые северные сказительницы, используя знакомый им с детства язык древних сказов и былин, воспевали не только героев старинного эпоса, Добрыню Никитича, Микулу Селяниновича, но и героев-богатырей нового времени.

Исключительно почётна была роль северных сказительниц в годы Великой Отечественной войны.

Около шестидесяти сказов-новин было создано сказительницами хора в годы Великой Отечественной войны. И большая часть из них принадлежит А. И. Гладкобородовой и А. Е. Суховерховой. В каждом сказе ощущается глубокая вера в несокрушимую силу советского оружия. Сказительницы не только создают оборонно-патриотические произведения, но и выступают с их чтением на фронте.

По окончании Отечественной войны сказительницы не порывают связи с фольклорной группой хора, продолжая пополнять его репертуар новыми произведениями.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Подготовила Надежда ЛЕБЕДЕВА по материалам архива Государственного академического Северного русского народного хора и книги В. Слесарева «Антонина Яковлевна Колотилова». Фото из архива Северного хора