18.02.2021 09:37

Поморье получит 2,5 миллиарда рублей на обеспечение жителей качественной питьевой водой

Lori (c)

Архангельская область попала в список регионов с высоким и экстремально высоким уровнем загрязнения воды

Дмитриq ПоташевТакие данные представлены в отчёте Счётной палаты РФ. Почему питьевая вода в регионе не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, и как население будут обеспечивать чистой водой, мы поговорили с Дмитрием Поташевым, министром ТЭК и ЖКХ Архангельской области.

– Дмитрий Николаевич, действительно ли в области большинство населения пьёт плохую воду?

– В 2019 году министерство совместно с муниципальными образования и специалистами регионального Роспотребнадзора провели оценку состояния системы централизованного водоснабжения, в том числе на предмет качества и безопасности воды. По её итогам – более 62 процентов населения Архангельской области обеспечено качественной питьевой водой. Другое дело – качество воды в источнике водозабора – то, о чём идёт речь в отчёте Счётной палаты РФ.

В нашем регионе основным источников поверхностного водозабора является река Северная Двина, которая испытывает серьёзную антропогенную нагрузку: есть промышленные стоки, есть бытовые. По данным министерства природных ресурсов и ЛПК области, в 2019 году в реку было сброшено более 654 миллионов кубометров сточных вод, из них 49,3 процента без очистки или недостаточно очищенных. Поэтому 69,7 процента поверхностных источников в области, действительно, не отвечают санитарным требованиям и относятся к категории «грязные» и «очень грязные». Эта вода не может быть использована для хозяйственно-питьевых нужд без специальной очистки и обеззараживания.

– То есть существующие технологии очистки позволяют превращать грязную воду в питьевую?

– Для этих целей как раз и работают объекты водоочистки, водоподготовки, система централизованного водоснабжения. Для развития инфраструктуры по очистке воды и повышению её качества в стране был запущен федеральный проект «Чистая вода», который является частью национального проекта «Жильё и городская среда». Он рассчитан до 2024 года. На реализацию этого проекта Архангельская область получит 2,5 миллиарда рублей средств федерального бюджета, которые позволят построить и реконструировать 114 объектов питьевого водоснабжения. Таким образом, мы сможем увеличить долю населения области, обеспеченного качественной питьевой водой, с 62 до 73,1 процента.

– Архангельская область вступила в этот проект на год позже – только в 2020 году. С чем это связано?

– Действительно, мы приступили к непосредственной реализации проекта – строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения – в прошлом году. Но подготовка началась в 2019 году. Дело в том, что федеральные средства выделяются под готовый проект, прошедший государственную экспертизу. Финансирование под разработку проекта мы выделили из средств областного и муниципального бюджетов. Разработка проекта занимает год, поэтому только в прошлом году мы приступили  непосредственно к строительству четыре объектов.

Это магистральный водопровод в селе Шангалы Устьянского района, который уже запущен в эксплуатацию в 2020 году, и три станции водоочистки – на острове Кего в Архангельске, в селе Ильинско-Подомское и в деревне Кузнецова под Емецком, работы по которым завершатся в этом году. Отмечу, что в Шангалах в рамках федеральной программы построен магистральный водопровод, строительство внутриквартальных развязок – задача муниципалитета и ресурсоснабжающей организации.

– Почему этап проектирования занимает так много времени – год?

– Во-первых, сам проект «Чистая вода» – уникальный для нашей страны, потому что на протяжении десятков лет такого масштабного и сложного в плане водоснабжения у нас не делалось. Из-за этого компетенции по проектированию и строительству систем водоподготовки были утрачены. Поэтому, объективно, специалистов, способных качественно подготовить проект, немного.

Во-вторых, в отличие от других национальных проектов, например, по строительству школ, здесь зачастую невозможны типовые проекты. Необходимо учитывать и источник водозабора, и качество воды, и возможности существующих объектов, и территориальные и климатические особенности территории.

Например, объективно в период весеннего ледохода качество воды в реке ухудшается. Поэтому прежде чем приступить к разработке проекта по водоочистке, специалисты в течение года оценивают качество воды в источнике водозабора. То есть берут пробы в пиковые нагрузки – зимой, весной, летом и осенью. На основе этих данных составляется карта загрязнений и только потом подбирается оборудование и технологическое решение. Это если речь идёт о поверхностном источнике водозабора. При подземном – сначала производится оценка запасов воды, потом определяется её химический состав и запускается проектирование наземной части.

– Кто определяет источник водозабора? Раз вода в реках бассейна Северной Двины грязная, может, использовать подземные воды?

– Это решение зависит от многих факторов. Во-первых, запасов подземного источника. Например, для такого населённого пункта как Няндома в сутки необходимо три тысячи кубометров воды. Поэтому если под землёй есть только 1,5 тысячи кубов, то этой воды явно не хватит. Во-вторых, не все поверхностные источники в нашей области относятся к Северной Двине. Например, в Онеге поверхностным источником водозабора является Хайнозеро. Вода там чистая, прозрачная, практически соответствует нормам СанПиН, поэтому там минимальная степень очистки.

– Но если стоит возможность выбора между подземным источником и поверхностным, какой выбирают?

– Как правило, очистка воды из подземного источника и его эксплуатация дешевле. Например, в Шенкурске есть рядом и речка, и подземный источник. Главой муниципалитета было принято решение уходить на подземный источник, и сейчас они проводят оценку запасов воды. Аналогичная ситуация в Няндоме, где в трёх километрах от города есть крупное подземное месторождение воды. Похожая ситуация в посёлке Октябрьский, в Каргополе. Исторически в районных центрах нашей области источником водозабора было большое количество мелких скважин. Понятно, что на каждую станцию водоочистки не поставишь. Поэтому мы на основе данных регионального министерства природы по оценке запасов подземных вод выбираем подходящий источник, бурим скважину, ставим станцию водоподготовки и все существующие скважины объединяем магистральным водоводом с соответствующим переподключением потребителей.

– В середине 80‑х годов прошлого века было открыто одно из крупнейших в Европе месторождений подземных вод «Пермиловское», которое рассматривали как альтернативу для обеспечения водой населения Архангельска, Северодвинска и Новодвинска. Оно перспективно для реализации в рамках нацпроекта?

– Программа «Чистая вода» нацелена, в первую очередь, на приведение в нормативное состояние воды в тех населённых пунктах, где она сейчас не соответствует качеству. В Архангельске, Северодвинске и Новодвинске в зоне централизованного водоснабжения проводится полный цикл очистки воды и качество воды соответствует нормативам. Поэтому сейчас рассматривать этот вариант как объект программы нецелесообразно. Тем более что месторождение расположено в 170 километрах. Строительство только одного километра магистрального трубопровода без сопутствующей инфраструктуры обойдётся в семь – восемь миллионов рублей.

– Какие технологии очистки воды применяются в Архангельской области чаще всего?

– Это зависит от состава загрязнения воды в источнике водозабора. В нашей области основной загрязнитель – природный. Так называемые гуминовые легкоокисляемые органические вещества, характерные для болотной воды. Соответственно, и набор стандартный: цветность, мутность, запах и большое содержание железа. Есть и так называемые эксклюзивные загрязнители, чаще всего тяжёлые металлы. Например, в подземных водах посёлка Каменка Мезенского района, в Мезени и в Вельске присутствует природный стронций.

Он достаточно распространён в земной коре, при этом является трудноулавливаемым загрязнителем. Соответственно, необходимо технологическое решение, позволяющее его уловить, выпарить, а потом утилизировать. Что касается технологий в общем, то для поверхностных водозаборов это всегда коагулирование, отстаивание, фильтрация, обеззараживание с применением дополнительных методов очистки.

– В прошлом году мы разбирались в истории со строительством станции водоподготовки в посёлке Сия Пинежского района. Решения, которые предполагал проект, на деле не позволили справиться с илом в озёрной воде. Как избежать подобных ошибок?

– Да, по Сие, действительно, были допущены ошибки и при проектировании, и при выполнении пуско-наладочных работах, что привело к неправильной работе оборудования. Силами муниципального образования объект был доведён до правильной работы. Понимая, что в области дефицит кадров по проектированию и муниципалитеты тоже этим давно не занимались, при министерстве была создана проектная дирекция. Это центр компетенций по реализации части федеральных проектов. Дирекция курирует проекты от разработки технических заданий до приёмки работ у подрядчика. И в первую очередь оценивает техническую часть и технологию исходя из дальнейшего технологического цикла и стоимости обслуживания данного оборудования.

Другими словами, какие затраты лягут в дальнейшем на ресурсоснабжающую организацию и в тариф для населения, справится ли ресурсник с поддержанием технологии, чтобы у нас не получилось так же, как по Сии. Следующий этап – это госэкспертиза, специалисты которой оценивают изыскания, архитектурные и конструктивные, технологические решения, соблюдение норм пожарной безопасности, охраны труда, окружающей среды и другое.

– Какие замечания к проектам чаще всего бывают у министерства?

– Первое, это, пожалуй, стоимость. Зачастую проектировщики стараются не особо заботиться о стоимости проекта, могут предложить, например, водоочистные сооружения для 1000 человек и за 250 миллионов рублей. А если осознавать, что на всю область по этому нацпроекту выделено всего 2,5 миллиарда рублей, то мы так расточительно не можем подходить. Здесь, конечно, корректируем и технические решения, и используемые технологии. Это важно ещё и потому, что объект строится на федеральные деньги, а содержать его будет ресурсная организация.

Стоимость химических реагентов, увеличение объёма электропотребления, в конечном счёте, может отразиться на тарифе. Например, нам предлагали использовать фильтры из кокосовой стружки, чтобы улучшить органолептические качества воды. Но одно дело, когда фильтры содержат до десяти процентов кокосовой стружки – это одна цена, а другое – когда полностью из неё состоят. Это уже и порядок цен другой, и логистика доставки иная. В любом случае в приоритете отечественные технологии с фильтрующей загрузкой, производимой внутри страны.

– Какие объекты будут построены в этом году?

– Будут введены в эксплуатацию станции водоподготовки в селе Ильинско-Подомское Вилегодского района, на острове Кего в Архангельске, в селе Емецк Холмогорского района и в селе Яренск Ленского района. Также должна заработать станция в посёлке Малошуйка Онежского района, которая строилась за счёт средств РЖД. В следующем году начнут работать объекты в Каргополе, Котласе, посёлке Березник Виноградовского района и два объекта в Приморском районе – в посёлке Лайский Док и деревне Большое Анисимово. На этапе проектирования сейчас находятся 12 объектов и ещё по 19 объектам работы начнутся в ближайшее время. К октябрю-ноябрю этого года мы должны завершить подготовку проектно-сметной документации для проектов, чьё строительство начнётся в 2023 году. Для компенсации части расходов муниципалитета на подготовку проектов выделяется субсидия из областного бюджета. И если в прошлом году это было 20 миллионов рублей, то в этом году – 101 миллион рублей.

– Есть ли муниципалитеты, которые не вступили в программу по чистой воде?

– Да, недостаточные темпы демонстрирует Коношский район. Несмотря на то что в отношении систем водоснабжения в п. Ерцево Коношского района проектная-сметная документация практически готова, в наиболее крупном населённом пункте, а это районный центр – посёлок Коноша с населением 10000 человек, – до сих пор не приступили к разработке данной документации. Местным властям требуется рассмотреть возможность привлечения средств областной субсидии и средств местного бюджета на эти цели.

– Вернёмся к отчёту Счётной палаты. Что необходимо предпринять, чтобы вода в источнике водозабора изначально была хорошего качества?

– Необходимо строить и реконструировать канализационные очистные сооружения. Ныне действующие были построены в основном в 60–80‑х годах, морально и физически устарели и не в состоянии обеспечить очистку сточных вод в соответствии с санитарными требованиями. А где‑то их и вовсе нет.

На самом деле, канализационные очистные сооружения – это боль всей России. Они стоят очень дорого. Для среднего населённого пункта для обновления очистных необходимо от 60 до 300 миллионов рублей. Например, для Архангельской области только модернизация существующих систем по предварительным оценкам обойдётся в 18,9 миллиарда рублей.

– И какой же выход?

– Существует федеральная программа комплексного развития сельских территорий, в рамках которой есть возможность реализации проектов по строительству канализационных очистных сооружений. Например, Устьянский район получил на эти цели около 600 миллионов рублей. Подана заявка на включение в эту программу объектов водоотведения и очистки стоков в посёлке Ильинско-Подомское Вилегодского района. Но федеральные деньги тоже выделяются под готовый проект, прошедший госэкспертизу. Для муниципалитета это примерно 10–15 миллионов рублей. Не каждый район сегодня может себе это позволить.

Ещё одно решение – заключение концессионных соглашений с ресурсоснабжающей организацией. По такому пути мы пошли в Архангельске – сумма инвестиций составит шесть миллиардов рублей, в Онеге в реконструкцию канализационных сетей вложат 280 миллионов рублей. В прошлом году подготовлено концессионное соглашение, которое предполагает реконструкцию очистных сооружений в десяти населённых пунктах Вельского района.

– В октябре 2018 года в Архангельске было подписано концессионное соглашение в сфере водоснабжения и водоотведения сроком на 49 лет. Как поменялась ситуация за это время? Когда население сможет почувствовать изменения?

– В Архангельске, как и по всей области, очень высокий износ коммунальной инфраструктуры – он достигает 80 процентов. Поэтому, несмотря на то что ресурсоснабжающая организация меняет трубы в одних местах, они продолжают рваться в других. Тем не менее, количество аварий снизилось на 30 процентов, на 20 процентов сократились потери воды. Это уже значимые результаты, но окончательный эффект жители смогут ощутить года через три. Нельзя всё изменить в одно мгновение. Хотя уже в этом году, например, жители Сульфата должны ощутить изменения: через реку Кузнечиха проложен дюкер, посредством которого им будет подаваться чистая вода из городских систем. Ввод его в эксплуатацию намечен в конце февраля – начале марта. А дальше компания планирует заниматься внутриквартальными сетями, чтобы чистая вода была в каждом доме.

– Есть ещё проблема изношенности внутридомовых систем. Может ли по изношенным трубам дойти до жителей чистая вода?

– При очистке воды на станции водоподготовки важно не только убрать загрязнители, которые содержатся в источнике водозабора, но и законсервировать воду, чтобы она не теряла свои свойства и при транспортировке не набирала загрязнители. Чаще всего для этих целей используется гипохлорит натрия. Поэтому эта вода безопасна. Но тем не менее вопрос замены внутриквартальных и внутридомовых сетей необходимо решать ресурсоснабжающим организациям в рамках грамотно спланированных ремонтных и инвестиционных программ.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила ЗАХАРОВА