14.02.2021 08:15

Александр Маточкин дал концерт в Марфином доме

Фото автора

2021 год. Марфин дом. Сидят десятки людей и заворожённо слушают русский былинный эпос, который поёт для них гость из Санкт-Петербурга Александр Маточкин

Ровно сто лет назад здесь же, в Доме коммерческого собрания, выступала знаменитая пинежская сказительница Мария Дмитриевна Кривополенова. И кажется, что ничего не изменилось. В век Instagram и клиповой культуры мы так же способны часами слушать тягучие, напевные строки про Илью Муромца и Добрыню Никитича. Более того, оказывается, многим из нас это очень нужно.

Метод освоения былинного текста

Александр Маточкин – русский этнический певец, сказитель, филолог, фольклорист, переводчик. Как учёный он профессионально занимался былинами, защитил по ним диссертацию, написал не одну научную статью. Ему было интересно постичь устройство эпического текста. Былины очень долгие произведения, порой сказители знали их несколько десятков наизусть и исполняли по нескольку часов кряду. Александр задался вопросом – как это можно выучить? И разработал свой метод освоения былинного стиха.

– Я разработал свой метод исследования звучащего былинного стиха. Взял трёх сказителей и, слушая течение былинной речи, анализировал строчку за строчкой. Разобрался в технике, выделил закономерности, понял, как всё устроено. Эти закономерности очень интересны и мало изучены. У нас стихосложение Пушкина, Лермонтова, – ямбы, хореи, дактили, анапесты – исследовано очень глубоко, но народный‑то певец – он ведь тоже стихи слагал. Эта поэзия никогда не предназначалась для бумаги. Каждый сказитель работает по‑своему, в каждой местности свой стихотворный почерк, но есть и общее. Русский народный былинный стих – 12‑сложный, с возможностью его варьировать.

Этим методом можно осваивать не только былины, но и сложные протяжные песни, к которым непонятно с какого края подойти, особенно людям, не знающим нот. Так я разучивал свой репертуар. Обучение происходит гораздо быстрее, чем если бы ты просто слушал, пока не запомнится.

Сказитель как профессия

Изучив структуру былинного стиха, Александр Маточкин полностью отдался практике. Его сегодняшнее поле деятельности – «сказывание» былин перед аудиторией. Он начал со своих собственных детей, рассказывая ста́рины вместо сказок на ночь. Сегодня на встречи-посиделки, которые он организует в разных городах России, собираются десятки людей. Маточкин поёт перед ними русский эпос, былины про Илью Муромца, Потапа Артамоновича, Авдотью Рязаночку, эпические песни Пинеги, Печоры, Урала, Терека. Всего в русской традиции сохранилось порядка 70 сюжетов былин, Александр знает около 30.

– Недостатка в слушателях нет, потому что никто этого не делает, – считает Александр Маточкин. – Учёных много, а вот сказителей практически нет. Я нашёл свою нишу. Отрывки былин, духовные стихи иногда исполняют сценические исполнители на концертах, но вот в таком виде, один на один с аудиторией, в формате дружеских посиделок, когда былины поются целиком, часами, причём в аутентичной северно-русской манере, такого больше никто не делает.

Помимо фольклорных текстов, Александр Маточкин поёт на своих посиделках песни современных авторов – Цоя, Гребенщикова, Боба Дилана, Дэвида Боуи, – но в своеобразной, свойственной ему манере.

– То, чем я занимаюсь, это бытовое пение. Садишься и под гармошку играешь то, что тебе нравится, – рассказывает Александр Маточкин. – Это я встречал и в деревнях. Там народные певцы могли и эстрадную песню спеть, и народную, подбирая под гармонь. Я могу спеть зарубежную и русскую классику. Шаляпин, Вертинский, русский рок… В случае с иностранными авторами я делаю ещё и художественный перевод. Кое-что уже пошло в народ, делают перепевы, добавляют куплеты.

Сказительство позволяет Александру Маточкину жить и содержать семью, у Александра восемь детей. Раньше Александр работал в архиве, занимался преподаванием, переводами, но именно сказительство, исполнение былин перед аудиторией выбрал делом своей жизни. Не было ли страшно оставить стабильную работу и вступить на этот путь?

– Я начинал в молодости, а у молодости недостатка в смелости нет, – улыбается Александр. – На самом деле я предполагал, что всё будет гораздо хуже, так как я вообще не видел никакого интереса к этому жанру, когда был студентом. Делая сказительство делом своей жизни, я не знал, будет ли это нужно кому‑то, но я верил в язык, в русский язык, верил, что отдача будет. Если бы это дело не кормило, мне пришлось бы отказаться от него, поскольку у меня дети, но интерес к былине у людей, как оказалось, есть. Всё‑таки её изучение входит и в школьную, и в вузовскую программу. Меня приглашают в садики, в школы и во взрослые компании.

Сегодня у Александра Маточкина уже есть последователи. Люди, которые тоже поют былины, заинтересовавшись этим жанром с подачи Александра.

– С какого количества строк начинается сказитель? – задаётся вопросом Александр. – Я знаю 8000 былинных строк, это где‑то 18 часов пения. Знать пару фрагментов былин по пять минут – это ещё не сказительство. Думаю, что человека уже можно считать сказителем, если он может спеть по памяти три былины общей продолжительностью минут тридцать-сорок. И такие люди появляются.

Былинные посиделки как форма общения

Посиделки Александра Маточкина длятся по три часа, и люди не только не расходятся, но ещё и задают вопросы после встреч. Это ли не диво для нашего времени, когда всё и у всех на бегу?

– Былина – это форма общения, – считает Александр Маточкин. – Форма совместного проведения времени. Чаще на посиделки приходят 20–30 человек. Я прошу, чтобы был чай. Люди в моём случае приходят не на концерт, когда они посидели, помолчали и ушли, а встречаются, чтобы пообщаться. В современном мире это происходит так же, как и в старину. Мне кажется, именно за этим будущее, а не за концертами. На сцену былину не вытянуть. Кто будет полтора часа слушать эпос со сцены? А вот когда люди могут и чаю попить, а иногда и прилечь, в таком варианте это вполне может бытовать.

В принципе, я ещё на этапе диссертации ответил на интересовавшие меня вопросы по поводу былин, как вообще можно запомнить и спеть столь длинный текст, – продолжает Александр. – Сейчас я занимаюсь былинами, потому что на это есть запрос в обществе. Когда меня спрашивают, кто ваш слушатель, я отвечаю – любой человек. Мы все с этой земли, мы все носители русского языка, все читаем литературу, я имею в виду современную литературу, начиная с Пушкина. А что было до этого? Ведь интересно узнать, хотя бы прикоснуться к этому. Ознакомительная, просветительская функция у современного сказителя будет всегда. Люди интересуются, и таких людей всё больше, потому что это костяк народа, мне кажется, культурная его основа.

Алексей Шептунов, фольклорист:
– Сказитель и раньше была штучная профессия. Это носитель культуры общества, к которому шли даже не то чтобы за информацией, а именно за какими‑то образами, за мифическим наполнением, на котором подпитывались энергией, потому что они рассказывали истории, которые были интересны и по форме, и по содержанию. Александр, конечно, это уникальный человек. Он даже не учёный в общепринятом смысле, который сидит и корпит над какими‑то текстами, изучает их и в очень узкой аудитории ими делится. Он идёт в народ, рассказывает эти истории, общается с людьми и встречает отклик. И это ближе всего к традиционному сказительству. Так и было раньше в эпосе. В сказительстве главный элемент – это преемственность, то, что он рассказал, кто‑то ещё запомнит, будет интересоваться и продолжит. Очень долгое время считалось, что сказительства больше не существует, цепь ученической преемственности прервана. И действительно, в деревнях это практически уже умерло, но поскольку есть такие люди, как Александр Маточкин, есть какая‑то надежда, что эта форма культуры, очень интересная, очень удивительная, уникальная и русская на сто процентов, будет продолжаться.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна БОГДАНОВА