Мы начинаем цикл публикаций, посвящённых этой дате. Первая – о том, как зарождался коллектив в 20‑х годах XX века в Великом Устюге
На паре лошадей с колокольчиком
Деревня в Вологодской губернии. Стоят дети у околицы и ждут односельчан, которые возвращаются с сенокоса. А возвращаются они с песнями. И вот уже когда подходят к деревне, кто‑то затягивает старинную солдатскую «Полюшко чистое турецкое…». Как она попала на Север? Вероятно, занесена участниками боевых походов русской армии. Эта песня поразила воображение юной Антонины Колотиловой: в ней был какой‑то иной мир, неизведанный. Девочка стала внимательно прислушиваться и к другим песням, запоминать слова и мелодии, а с годами пришло серьёзное, сознательное увлечение народными песнями.
Так пишет о первых детских впечатлениях Антонины Яковлевны Колотиловой Александр Михайлов в брошюре о Северном хоре, изданной к его тридцатилетию. Ему не раз приходилось встречаться с Антониной Яковлевной и из первых уст слушать её рассказы о детстве и истоках привязанности к народной песне.
«Трудно сказать, что окончательно определило моё отношение к народной песне, но детство моё, его первые впечатления неотъемлемы от мира народной поэзии, от северного песенного искусства, – вспоминала А. Я. Колотилова. – В памяти моей во всех деталях сохранились некоторые картины детства, и все они связаны с обрядами, сопровождавшимися песней».
После окончания гимназии в 1908 году Антонина Колотилова работает учительницей математики в деревенской школе недалеко от Никольска Вологодской области. К тому времени она уже знает все песни соседних сёл и деревень, играет на гитаре, баяне и других инструментах.
«Я очень любила песни, – вспоминала спустя десятилетия Колотилова, – и пела их сама. Вместе с крестьянами я принимала участие в вечёрках, хотя раньше учительницам это было строго запрещено. В зимнее время на паре лошадей с колокольчиком меня частенько увозили на крестьянскую свадьбу… Так был записан обряд северной свадьбы».
В эфире – Антонина Колотилова
В 1919 году Антонина Колотилова переезжает с мужем в Великий Устюг. Вологда, Никольск, Устюг – это были культурные центры Русского Севера. Война, бурные революционные события, голод удерживали здесь интеллигенцию, особенно творческую. В Великом Устюге был первоклассный симфонический оркестр. Музыканты-любители создали симфонический оркестр и в Никольске. В среде интеллигенции было очень развито домашнее музицирование. Среди певцов-любителей Колотилова выделялась редким по силе и красоте голосом. Все свои помыслы и способности она направила к одной цели – научиться петь. И учится где только возможно: в Никольске, Великом Устюге, Вологде, позже – в Ленинграде и Москве. Берёт уроки у лучших педагогов, изучает нотную грамоту, оканчивает Вологодский музыкальный техникум. Постепенно Антонина Яковлевна оставляет учительскую стезю и становится профессиональной певицей.
В это время в Великом Устюге создаётся Северная радиостанция, куда сразу пригласили Антонину Яковлевну петь. Под фортепиано, а также под собственный аккомпанемент на цитре она исполняет на радио оперные арии и классические романсы. Но активно вводит в репертуар народные и первые советские песни.
«Антонина Яковлевна Колотилова была в принципе певицей классического, академического плана. Но именно в то время, когда так сокрушительно рушился старый уклад жизни и на смену ему не шло, а врывалось новое, неизведанное, она почувствовала, как важно, необходимо не растерять в этой буре многовековые традиции русского народа, бережно сохранить их красоту для потомков, – писала о Колотиловой Нина Константиновна Мешко, народная артистка СССР, руководитель Северного хора с 1960 по 2008 год.
Вскоре весь Великий Устюг уже знал Антонину Колотилову как исполнительницу русских народных песен. К Международному женскому дню 8 марта ей как делегатке женотдела* поручили организовать хор. С задачей она справилась быстро, буквально за три месяца. Вот как об этом вспоминала одна из участниц хора Мария Андреевна Дуркина-Петрова:
– Как‑то на собрание женделегаток пришла Антонина Яковлевна Колотилова.
– Петь вы любите, – говорит, – поёте хорошо. У каждой из вас есть голос. Давайте попробуем петь хором.
– Да ведь мы нот не знаем.
– Пока ноты не нужны. Я напою вам мотив. Подскажу слова, а вы подпевайте.
Так и пошло.
Хор Колотиловой
Первое выступление народного хора под управлением Колотиловой состоялось на торжественном вечере, посвящённом Международному женскому дню, 8 марта 1926 года. Этот день и считается днём рождения Государственного академического Северного русского народного хора.
Выступал хор Колотиловой не только со старинными песнями, но и в старинной одежде: в шёлковых сарафанах, что хранились для праздников у каждой северянки, в парчовых шубоцках-коротёнах и роскошных головных повязках, обильно расшитых речными жемчугами. Красота, хоть и привычная для местных жителей, с выходом на сцену обрела новый вид, новую весомость. С уважением заговорили о новом, своём песенном коллективе, не пропускали передачи по радио с его участием. А радио разносило их песни на весь Северный край! Хор стал обязательным участником всех местных праздников, их ярким и достойным украшением.
«В 1924 году я стала работать на Устюгской радиостанции РВ-4! Здесь впервые я организовала крестьянский хор (12 человек), в состав которого вошли делегатки женотдела – работницы и крестьянки. С хором мы выступали на окружных съездах, партконференциях и рабочих площадках. Поставили на сцене Красавинской фабрики «Северную свадьбу», которая прошла с огромным успехом», – вспоминала Антонина Яковлевна Колотилова.
Хор растёт и становится для Колотиловой своеобразной лабораторией: она руководит и поёт сама, пробует свои распевы, ищет новые формы жизни народной песни на сцене.
*Женотдел (сокращение от отдел по работе среди женщин, женский отдел, другое название – отдел работниц и крестьянок) – отдел при ЦК и местных комитетах РКП (б)/ВКП (б) по работе среди женщин.