31.01.2021 10:41

8 марта Государственный академический Северный русский народный хор отметит 95‑летие

Первый состав Северного русского народного хора, 1926 г.
Певица А. Я. Колотилова начинала на радио

Мы начинаем цикл публикаций, посвящённых этой дате. Первая – о том, как зарождался коллектив в 20‑х годах XX века в Великом Устюге

На паре лошадей с колокольчиком

Деревня в Вологодской губернии. Стоят дети у околицы и ждут односельчан, которые возвращаются с сенокоса. А возвращаются они с песнями. И вот уже когда подходят к деревне, кто‑то затягивает старинную солдатскую «Полюшко чистое турецкое…». Как она попала на Север? Вероятно, занесена участниками боевых походов русской армии. Эта песня поразила воображение юной Антонины Колотиловой: в ней был какой‑то иной мир, неизведанный. Девочка стала внимательно прислушиваться и к другим песням, запоминать слова и мелодии, а с годами пришло серьёзное, сознательное увлечение народными песнями.

Так пишет о первых детских впечатлениях Антонины Яковлевны Колотиловой Александр Михайлов в брошюре о Северном хоре, изданной к его тридцатилетию. Ему не раз приходилось встречаться с Антониной Яковлевной и из первых уст слушать её рассказы о детстве и истоках привязанности к народной песне.

«Трудно сказать, что окончательно определило моё отношение к народной песне, но детство моё, его первые впечатления неотъемлемы от мира народной поэзии, от северного песенного искусства, – вспоминала А. Я. Колотилова. – В памяти моей во всех деталях сохранились некоторые картины детства, и все они связаны с обрядами, сопровождавшимися песней».

После окончания гимназии в 1908 году Антонина Колотилова работает учительницей математики в деревенской школе недалеко от Никольска Вологодской области. К тому времени она уже знает все песни соседних сёл и деревень, играет на гитаре, баяне и других инструментах.

«Я очень любила песни, – вспоминала спустя десятилетия Колотилова, – и пела их сама. Вместе с крестьянами я принимала участие в вечёрках, хотя раньше учительницам это было строго запрещено. В зимнее время на паре лошадей с колокольчиком меня частенько увозили на крестьянскую свадьбу… Так был записан обряд северной свадьбы».

В эфире – Антонина Колотилова

В 1919 году Антонина Колотилова переезжает с мужем в Великий Устюг. Вологда, Никольск, Устюг – это были культурные центры Русского Севера. Война, бурные революционные события, голод удерживали здесь интеллигенцию, особенно творческую. В Великом Устюге был первоклассный симфонический оркестр. Музыканты-любители создали симфонический оркестр и в Никольске. В среде интеллигенции было очень развито домашнее музицирование. Среди певцов-любителей Колотилова выделялась редким по силе и красоте голосом. Все свои помыслы и способности она направила к одной цели – научиться петь. И учится где только возможно: в Никольске, Великом Устюге, Вологде, позже – в Ленинграде и Москве. Берёт уроки у лучших педагогов, изучает нотную грамоту, оканчивает Вологодский музыкальный техникум. Постепенно Антонина Яковлевна оставляет учительскую стезю и становится профессиональной певицей.

В это время в Великом Устюге создаётся Северная радиостанция, куда сразу пригласили Антонину Яковлевну петь. Под фортепиано, а также под собственный аккомпанемент на цитре она исполняет на радио оперные арии и классические романсы. Но активно вводит в репертуар народные и первые советские песни.

«Антонина Яковлевна Колотилова была в принципе певицей классического, академического плана. Но именно в то время, когда так сокрушительно рушился старый уклад жизни и на смену ему не шло, а врывалось новое, неизведанное, она почувствовала, как важно, необходимо не растерять в этой буре многовековые традиции русского народа, бережно сохранить их красоту для потомков, – писала о Колотиловой Нина Константиновна Мешко, народная артистка СССР, руководитель Северного хора с 1960 по 2008 год.

Вскоре весь Великий Устюг уже знал Антонину Колотилову как исполнительницу русских народных песен. К Международному женскому дню 8 марта ей как делегатке женотдела* поручили организовать хор. С задачей она справилась быстро, буквально за три месяца. Вот как об этом вспоминала одна из участниц хора Мария Андреевна Дуркина-Петрова:

– Как‑то на собрание женделегаток пришла Антонина Яковлевна Колотилова.

– Петь вы любите, – говорит, – поёте хорошо. У каждой из вас есть голос. Давайте попробуем петь хором.

– Да ведь мы нот не знаем.

– Пока ноты не нужны. Я напою вам мотив. Подскажу слова, а вы подпевайте.

Так и пошло.

Хор Колотиловой

Первое выступление народного хора под управлением Колотиловой состоялось на торжественном вечере, посвящённом Международному женскому дню, 8 марта 1926 года. Этот день и считается днём рождения Государственного академического Северного русского народного хора.

Выступал хор Колотиловой не только со старинными песнями, но и в старинной одежде: в шёлковых сарафанах, что хранились для праздников у каждой северянки, в парчовых шубоцках-коротёнах и роскошных головных повязках, обильно расшитых речными жемчугами. Красота, хоть и привычная для местных жителей, с выходом на сцену обрела новый вид, новую весомость. С уважением заговорили о новом, своём песенном коллективе, не пропускали передачи по радио с его участием. А радио разносило их песни на весь Северный край! Хор стал обязательным участником всех местных праздников, их ярким и достойным украшением.

«В 1924 году я стала работать на Устюгской радиостанции РВ-4! Здесь впервые я организовала крестьянский хор (12 человек), в состав которого вошли делегатки женотдела – работницы и крестьянки. С хором мы выступали на окружных съездах, партконференциях и рабочих площадках. Поставили на сцене Красавинской фабрики «Северную свадьбу», которая прошла с огромным успехом», – вспоминала Антонина Яковлевна Колотилова.

Хор растёт и становится для Колотиловой своеобразной лабораторией: она руководит и поёт сама, пробует свои распевы, ищет новые формы жизни народной песни на сцене.

*Женотдел (сокращение от отдел по работе среди женщин, женский отдел, другое название – отдел работниц и крестьянок) – отдел при ЦК и местных комитетах РКП (б)/ВКП (б) по работе среди женщин.

Цитата
«Русская песня, – писал когда‑то в газете «Русские ведомости» Пётр Чайковский, – может интересовать нас как в высшей степени красивое этнографическое явление, как оригинальный продукт творческой индивидуальности народа. Но в этом случае нужно либо слушать эту песню на месте, то есть исполненную народом с той своеобразной манерой, которая так привлекательна для русского слуха, или выписывать из глубины деревенского затишья заправских народных певцов».
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Подготовила Надежда ЛЕБЕДЕВА по материалам архива Государственного академического Северного русского народного хора, статьи Н. К. Мешко «Песельницы Колотиловой», книги В. В. Слесарева «Антонина Яковлевна Колотилова», книги А. Михайлова «Государственный русский народный хор северной песни»