Заместитель министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области – о лучших проектах по благоустройству, недобросовестных подрядчиках и умении власти прислушиваться к мнению людей.
– Тамара Трофимовна, как меняется городская среда в регионе, сколько проектов уже реализовано?
– Масштабные работы по формированию комфортной среды начались с 2017 года, когда проект получил статус приоритетного. За это время в Архангельской области благоустроены 558 дворов и 307 общественных пространств, более 350 тысяч человек вовлечены в проект, финансирование составило более полутора миллиарда рублей. С 2019 года проект перешёл в ранг национального – до 2024 года нам предстоит привести в порядок 625 общественных территорий, из них 98 сделаны в этом году, 110 предстоит обустроить в следующем.
– Если раньше речь шла о благоустройстве дворов, то в последние годы ставка сделана на общественные территории. С чем это связано?
– Действительно, в рамках реализации приоритетного проекта рекомендовалось 70 процентов выделяемых средств направлять на ремонт дворовых территорий. В национальном проекте приоритет – общественным. При этом никто не запрещает также приводить в порядок и дворы. Например, в следующем годы мы планируем благоустройство 94 дворовых территорий.
– На следующий год Минстрой России заявил о снижении финансирования проекта из федерального бюджета для нашего региона на десять процентов. В чём причина?
– В том, что ряд субъектов РФ не смог израсходовать выделенные средства на этот год. Таковы правила: неэффективная работа даже одного региона влечёт за собой пересмотр финансирования для всех. Тем не менее, для Архангельской области на 2021 год предусмотрено 328 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов.
– В этом году по инициативе губернатора Александра Цыбульского значительная сумма дополнительно предоставлена Архангельску. На что направлены эти средства?
– Действительно, по поручению губернатора на благоустройство областного центра дополнительно выделено 250 миллионов рублей. Из них 150 миллионов рублей – на обустройство двух общественных территорий (парка у ОЦДО и участка набережной в районе САФУ), девяти дворов, а также на снос аварийных домов. Ещё 50 миллионов пошло на уборку города и столько же на малые дела – благоустройство в округах, свод старых деревьев, ремонт мосточков, памятников, обустройство контейнерных площадок.
Кстати, по поручению губернатора в Архангельске реализуется проект по архитектурной подсветке зданий, который сделали профессиональные проектировщики. Так, по каждому дому был сделан световой расчёт, грамотно подобрано цветовое решение, световое оборудование. В итоге – изменилось общее восприятие центра города. Это хороший пример не только как можно работать, но и насколько проект благоустройства может менять отношение к городу.
– Зачастую муниципалитет, объясняя сроки срыва сдачи объектов, перекладывает вину на недобросовестных подрядчиков. Это, действительно, главная проблема?
– Главная проблема начинается на этапе планирования. Качество техзаданий, которые муниципалитет выдаёт проектировщикам, слабое. Исходя из этого техзадания, проектировщики готовят проекты, иногда даже не выходя на место – по фотографиям, по гугл-картам, не производятся геодезические исследования, топографическая съёмка. А хороший и качественный проект – это 90 процентов успеха. В итоге, на этапе реализации проекта подрядчик, внося изменения в проектно-сметную документацию, вынужденно затягивает сроки. И одно дело, когда такое происходит в малых муниципалитетах, где трудно найти и привлечь грамотного специалиста. Но для крупных городов это непростительно. К сожалению, примеры некачественного проектирования мы видим даже в Архангельске. Так, за четыре года практически ни одни проект без изменений в городе не реализован. Последний пример – парк Грачёва, который доделывали уже под снег. Вторая проблема – недостаточное вовлечение людей в проект. Несмотря на активное участие горожан в преображении Майского парка, имеются досадные промахи, например, большая часть скамеек не имеют спинки. Третья проблема – слабый контроль со стороны муниципалитета за сроками выполнения работ подрядчиком. И только на последнем месте – недобросовестный подрядчик. Но и здесь есть готовый механизм – возможность расторжения контракта и внесение подрядчика в реестр недобросовестных. За всю историю реализации проекта в нашем регионе внесён в список недобросовестных один подрядчик. В этом году внесли ещё одного, из Вологды. Компания зашла в два района – в Вилегодский и Устьянский, заключила контракты и ни разу не вышла на объекты. Чтобы включить подрядную организацию в чёрный список, нужно тоже поработать – подготовить документы, пройти ФАС, суд. Например, в Архангельске на объекты благоустройства этого года вновь вышли подрядчики, которые допускали срывы сроков сдачи в предыдущие годы. Администрации города необходимо начать работу по включению их в реестр недобросовестных, чтобы не допустить повторения подобных ситуаций в будущем. В то же время большинство муниципалитетов, не ссылаясь ни на подрядчиков, ни на пандемию, демонстрируют хорошие результаты.
– И какие районы в передовиках?
– Вельск, Котлас, Северодвинск, Коряжма, Сольвычегодск, Няндома и другие. Сегодня в федеральном реестре лучших практик по благоустройству – четыре проекта от Архангельской области. Это «Экопарк» в Котласе, улица Нечаевского и набережная в Вельске, а также дворовая территория на улице Ломоносова в Северодвинске. Кроме того, наши проекты ежегодно становятся победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания городской среды в малых городах и исторических поселениях. Таких проектов шесть, три из них уже реализованы. Это проект Сольвычегодска «Сохраняя прошлое – создаём будущее», проект Каргополя «Поэзия купеческого дела» и Котласа – «Равновесие».
Ещё три проекта предстоит реализовать в следующем году: в Вельске «Новый старый форштадт», в Няндоме «Достопримечательное место» и в Мезени «Возрождение». Последний с учётом сложной транспортной доступности рассчитан на два года.
– За всё время реализации проекта изменился ли подход к благоустройству, можно ли говорить о формировании комплексного взгляда на развитие территорий?
– Если раньше на местах все средства пытались направить на латание дыр – где‑то дорогу отремонтировать, где‑то освещение поправить, то теперь задумываются о комплексном развитии городской среды. И более того – реализуя один проект, сразу же начинают готовить проектную документацию на следующий. Но главное – начали прислушиваться к мнению людей. Если люди говорят, что им на главной площади нужны торговые ряды для продажи собственной продукции – необходимо предоставить им такую возможность. Ту же ярмарочную площадь с торговыми рядами можно сделать красиво, современно, интересно. Например, мы недавно вернулись из Мезени – желание людей менять город огромное! И когда какой‑либо муниципалитет говорит, что мы не можем убедить людей, то это просто нежелание их услышать.
– Новый год – время загадывать желания. Что бы вы загадали для Архангельска как областного центра?
– Для города – дать новую жизнь набережной. Река притягивает людей, и надо сделать не просто прогулочную зону, а комфортную для всех территорию – горожан, гостей, спортсменов, бизнеса. Чтобы воплотить это в жизнь, муниципалитету уже сейчас надо хотя бы начать разрабатывать общую концепцию развития набережной, заказать проект, а работы можно проводить по этапам. А для области более глобальная цель – вернуть реку людям, чтобы в ней можно было купаться, пить воду, ловить рыбу. Северная Двина – наша гордость и достояние. Важно сохранить её для будущих поколений.