20.12.2020 15:27

«Вкус чтения с Добролюбовкой»: Поле битвы – сердца людей

Будущий год пройдет для нашей культуры как Год Достоевского, и поэтому как никогда актуальна главная мысль писателя – «Человек есть тайна. Её надо разгадать…»

Алексей Поляринов «Риф», 2020 (18+)

В новом романе прозаика, эссеиста и переводчика происходят реальные события 30–60-х годов XX века, только автор помещает их в иную географическую точку, тонко передавая дух эпохи, драматизм произошедшего.

Очень простым языком Поляринов рассказывает замечательно интересные вещи. О закрытом городе в Заполярье с собственной сложной мифологией, в которую не посвящают чужаков. О профессоре антропологе с крайне авторитарными методами руководства. О продовольственных волнениях в СССР в 1962 году. О тоталитарных сектах. О странных механизмах памяти. О современном искусстве. О психологическом насилии в семье, более частом, чем прямое физическое.

Перед нами истории трёх женщин. Кира живёт в городе Сулиме. Она работает в местном архиве. Когда в город приезжает человек, который хочет написать книгу о жертвах расстрела в 1962 году, Кира узнаёт, что её мать причастна к этим событиям, и начинает своё расследование.

Московская девушка Таня – учитель английского по образованию и режиссёр-документалист по призванию. После киношколы собирается работать в неигровом кино и первым опытом решает сделать фильм о секте Юрия Гарина, куда попадает её мать Кира.

Лили Смит – американская студентка, приехав в небольшой университет Миссури читать лекцию о религиозном восприятии арт-объекта, оказалась во власти манипулятора профессора Гарина. Тогда она даже представить не могла, что в её жизни появится Россия.

Как отмечает критик Галина Юзефович, «тёмные тайны прошлого по версии Поляринова – это центр человеческой уязвимости. Именно они открывают лазейку чужой злой воле, способной проникнуть в душу, по сути дела, лишить человека собственной личности».

Патрисия Данкер «Джеймс Миранда Барри», 2020 (18+)

Роман стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна – 2020» в номинации «Иностранная литература».

Это художественная интерпретация удивительной биографии реальной исторической личности – военного хирурга XIX века Джеймса Миранды Барри (Бэрри), женщины, всю жизнь прожившей в мужском облике и сделавшей невероятную медицинскую карьеру.

В романе Джеймс Миранда Барри не сам выбирает свой жизненный путь. Уставшая от зависимости и постоянных унижений, мать мечтает подарить дочери свободу, а единственный путь к этой цели в реалиях Англии XIX века – это отказ от женской идентичности.

Мэри-Энн Балкли, лорд Эрскин, генерал Франциско Миранда и художник Джеймс Барри решили, что десятилетний ребёнок будет мальчиком, дали ей новое имя, обеспечили содержание и медицинское образование.

На службе в британских колониях – в Южной Африке, на Мальте, Корфу – Барри, строптивец и дуэлянт, показал себя как талантливый организатор борьбы с эпидемией холеры. Репутация у него серьёзная: «Он варвар и тиран. Никому никаких послаблений. Начинал он частным врачом в доме губернатора, а уезжал уже главным медицинским инспектором колонии. Барри ничего не может испугать. У него ледяные руки и никаких нервов».

Крошечный, похожий на солдатика, безупречный, чопорный, немногословный, учтивый, Барри постоянно будет носить эту маску. У него не будет семьи и детей. Однако у него будет многое из того, чего традиционно женщины были тогда лишены – свобода перемещений, любимая работа, равноправное общение с умнейшими людьми своего времени, слава блестящего хирурга.

Игорь Волгин «Ничей современник. Четыре круга Достоевского», 2019 (16+)

Фёдор Михайлович Достоевский с его выходившим ежемесячно моножурналом был, выражаясь современным языком, первым «блогером».

На основе архивных материалов, на фоне личной жизни писателя известный литературовед, историк, поэт, основатель и президент Фонда Достоевского Игорь Волгин воссоздаёт уникальную историю «Дневника писателя», его удивительного вхождения в круг чтения образованной России.

С 1876 по 1881 год (с двухлетним перерывом, занятым работой над «Братьями Карамазовыми») Достоевский выпускал «Дневник писателя» как самостоятельное издание, выходившее раз в месяц отдельными номерами, объёмом от полутора до двух листов (по шестнадцать страниц в листе) каждый.

Внимание писателя привлекают железнодорожные катастрофы, судебные процессы, увлечение интеллигенции спиритизмом, распространение самоубийств среди молодёжи. Его беспокоит распад семейных связей, разрыв между различными сословиями, торжество «золотого мешка», эпидемия пьянства, искажение русского языка и многие другие больные вопросы.

Он размышляет о внешней и внутренней политике, аграрных отношениях и земельной собственности, развитии промышленности и торговли, научных открытиях и военных действиях, о взаимоотношениях «отцов» и «детей», об ответственности общества за воспитание подрастающего поколения, от которого зависит будущее России. Ни один из романов Достоевского не вызвал такого ощутимого общественного резонанса, такого живого и непосредственного читательского отклика.

Такое погружение в эпоху не даст ни один учебник, а многие материалы и находки обнародованы впервые.

Элиф Батуман «Идиот[ка]», 2019 (16+)

Автор – писатель, журналист, исследователь русской литературы.

Родилась в Нью-Йорке, защитила диссертацию по русской литературе в Стэнфордском университете. Финалистка Пулитцеровской премии 2018 года.

Роман вполне автобиографический. Американка турецкого происхождения 18‑летняя Селин поступает в Гарвард. Она вступает в незнакомый мир, встречает разных людей, знакомится с множеством вещей, понятий. «Трудно сохранять бодрость, когда тебе непрерывно твердят, что ты маленькая рыбка в большом море».

На дворе 90‑е: СССР распался, а гарвардские студенты одержимы Россией, ходят на курсы русского, берут себе русские имена (так Селин становится Соней), разыгрывают диалоги по истории о «Нине из Сибири» из учебника для начинающих и не очень приспособлены к реальной жизни. На русском семинаре она знакомится с загадочным венгром Иваном Варгой и обменивается с ним письмами по электронной почте, отмечая, что ей нравится узнавать его, делиться мыслями и мнениями.

Селин очень талантлива, она прекрасно пишет, остроумно, интересно и делает это постоянно, возможно так и родился этот роман из записей о первых впечатлениях от университета, студенческой жизни, от занятий, знакомства с многими людьми, с кем она подружилась. И вместе с тем, героиню не оставляет ощущение одиночества, невозможности поделиться мыслями, получить совет, когда она, например, поняла, что должна сделать важный шаг в переписке с Иваном.

«Идиот» прежде всего роман о писательстве, о том, как наблюдение вытесняет жизнь, и о том, что идеальным объектом такого наблюдения всегда будут чистые сердцем, – вполне по Достоевскому.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Галина Титова, заведующая сектором «Региональный центр книги» областной библиотеки имени Добролюбова