Юбилейная дата дала повод обратиться к вопросу: а был ли Есенин на Севере, что связывает поэта с Архангельском?
Как оказалось, здесь есть о чём поговорить. Во-первых, Сергей Есенин дружил с поэтом Николаем Клюевым, который красочно описывал жизнь в олонецких лесах и скитах, рассказывал о Белом море, о северной природе. Есенин так и представлял себе башни Соловецкого кремля на фоне вечернего неба. Во-вторых, архангельская газета «Северное утро» 29 января 1916 года перепечатала (без ссылки на источник) стихотворение Есенина «В лунном кружеве украдкой…» за подписью: «Сергей Есемин <так!>». А 2 марта того же года «Северное утро» опубликовало одно из лучших стихотворений поэта «Гой ты, Русь моя родная». К сожалению, на территории Архангельской области не сохранилась газета за первое полугодие 1916 года.
Решение побывать в Архангельске, на Белом море и Соловках крепло, но может быть так и осталось неосуществлённым, если бы Есенину не помогло новое знакомство с молодым поэтом Алексеем Ганиным и его подругой Зиночкой Райх. Летом 1917 года Алексей решил навестить своих родителей, живущих в одной из деревень Вологодской губернии и отметить свой день рождения. Предложение поехать вместе с ним Сергей Есенин и Зинаида Райх приняли с радостью.
В результате поездки Сергей и Зинаида обвенчались в церкви Кирика и Улиты села Коншино Вологодской области. В 1917 году в этой церкви венчание Есенина с Райх было единственным бракосочетанием. Литературоведы спорят до сих пор, когда же состоялось это событие: перед тем как они поехали на Север, или на обратном пути в Вологду? По мнению дочери поэта Татьяны, они побывали на Белом море до того, как обвенчались в Вологде.
О поездке на Север Сергей Есенин не раз упоминал в своих заметках. В автобиографии, датированной 1923 годом, он указал два географических пункта, которые посетил: Мурман и Соловки. Но кроме автобиографических упоминаний в письмах поэта, а также в воспоминаниях современников, никаких точных сведений о том, где был на Севере Есенин, нет. Поездка поэта по Северу нашла отражение лишь в одном стихотворении:
Небо ли такое белое
Или солью выцвела вода?
Ты поёшь, и песня оголтелая
Бреговые вяжет повода.
Синим жёрновом развеяны и смолоты
Водяные зёрна на муку.
Голубой простор и золото
Опоясали твою тоску.
Не встревожен ласкою угрюмою
Загорелый взмах твоей руки.
Всё равно – Архангельском иль Умбою
Проплывать тебе на Соловки.
Всё равно под стоптанною палубой
Видишь ты погорбившийся скит,
Подпевает тебе жалоба
Об изгибах тамошних ракит.
Так и хочется под песню свеситься
Над водою, спихивая день…
Но спокойно светит вместо месяца
Отразившийся на облаке тюлень.
А всё‑таки был ли поэт на Севере? Разыскания ряда исследователей по поездке Есенина на Север показали, что ни в Мурманске, ни на Новой Земле поэт не был. Однако исследователи установили, что Сергей Есенин вместе со своим другом Алексеем Ганиным и Зинаидой Райх в 20‑х числах июля 1917 года выехал в деревню Коншино Вологодской губернии на день рождения Ганина (28 июля). Потом, судя по их версии, друзья побывали в Вологде, Архангельске и плавали на пароходах в Белом море по Кандалакшской и Кемской линиям, посетив Архангельск, Умбу, Кандалакшу, Кереть, Кемь и Соловецкие острова.
О поездке на Север хотела написать в своей книге воспоминаний Зинаида Райх. В плане этой книги (его оригинал хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства в Санкт-Петербурге) было 33 пункта, и два из них посвящались путешествию на Север: Белое море, Соловки, рыбачка, чайка, стихи Ганина…
В полном собрании сочинений Сергея Есенина помещён черновой набросок стихотворения «Райское селение»:
Берег снежен, берег крут,
Беломорский берег крут.
Где ты, где ты, Кандалакша,
Синий берег, тихий день
На холму.
Где ты, белый мой песок.
Север милый, где ты, где?
Вечер библиею красной
Колыхался на воде.
Помню, помню.
Это стихотворение было напечатано по автографу на листе, находившемся в черновой тетради Есенина, обгоревшей при пожаре в Константинове в 1929 году. Датируется по содержанию, очевидно, связанному с поездкой Есенина на Север летом 1917 года.
В черновом наброске речь идёт о Кандалакше. Это и есть то райское селение, о котором хотел рассказать поэт. Побывал ли он там? Судя по фрагменту – нет. В стихотворении звучит вопросительная интонация, судя по которой, поэт так и не увидел «райского селения»: «Где ты, где ты, Кандалакша».
Был ли поэт на Соловках, сказать сложно. Сотрудник Соловецкого музея Юрий Критский писал, что достоверных и точных свидетельств пребывания Сергея Есенина на островах ни в музее, ни в литературе нет. Сохранилась пароходная книга паломников на Соловки, датируемая августом 1917 года, где есть запись о задержке парохода на два-три дня из‑за непогоды, но записи о прибытии в монастырь паломников Есенина, Райх и Ганина нет.
В стихотворении Сергея Есенина называется старинный поморский посёлок Умба, где живут рыбаки-поморы. Был ли поэт в Умбе, точно неизвестно. Однако нужно учесть, что суда, курсирующие в те годы между Архангельском, Мурманским побережьем и Соловками, обычно заходили в Умбу…
Андрей Шабунин (первый исследователь темы «Сергей Есенин на Севере») в своей статье писал о том, что поэт выступал перед слушателями в Архангельске. Но это выступление нигде официально не подтверждено. Ни одна архангельская газета не запечатлела эти моменты пребывания поэта у нас, в Архангельске. Шабунин вспоминал, что во время путешествия по Северу Сергей впервые видел тюленей, выглядывавших из воды, слушал рассказы пассажиров про скиты и «древнее благочестие», про соловецких трудников, жадно впитывал в себя новые впечатления.
Приходится лишь сожалеть, что северная поездка поэта не нашла широкого отражения в его творчестве. Быть может, причиной тому была та «непогода», что качала «землю-корабль»:
Земля-корабль!
Но кто‑то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Её направил величаво…
Но не только это связывает поэта с Севером. 19/20 октября 1924 года в письме к Есенину близкий ему человек Галина Бениславская сообщила: «…на днях «Круг» выпускает Ваш сборник, уже набран и свёрстан».
Это небольшое издание в скромной серо-коричневой обложке сегодня бережно хранится в Добролюбовке в личной библиотеке Фёдора Абрамова. В прижизненном издании «Стихов» поэта, выпущенном в 1924 году, поместились и хрестоматийное «Письмо к матери», и пронзительное «Мы теперь уходим понемногу…», и известное обращение к Пушкину. Как книга оказалась в коллекции Абрамова, сейчас сложно сказать. И не исключено, что сам Есенин держал этот сборник в руках, сам всматривался в чёрные буквицы типографского набора. Тем дорог нам сегодня этот экземпляр. И не важно, был ли Есенин на Севере. Главное, что сегодня его помнят и любят не меньше, чем 125 лет назад.