26.08.2020 13:51

Мисселинг в банке. Что это за напасть?

PressFoto

Банк России выявляет недобросовестные практики, с которыми потребители чаще всего сталкиваются в офисах банков. В частности, регулятор считает неприемлемым навязывание клиентам комбинированных финансовых продуктов или продажу одних услуг под видом других.

В результате таких действий клиент банка вместо того, чтобы открыть обычный вклад, может купить продукт инвестиционного финансового посредника. Ведь сотрудники кредитной организации порой предлагают этот комбинированный продукт без разъяснения его особенностей и условий его составных частей, и потребитель принимает решение, руководствуясь лишь привлекательной, на его взгляд, процентной ставкой.

Действия, когда под видом одного продукта продается другой, называются мисселингом (в переводе с английского «неправильная продажа»). Cтатистика жалоб потребителей в Банк России свидетельствует, что подобные недобросовестные практики не носят массовый характер. В Поморье жалобы в Банк России на мисселинг были единичными, в 2020 году их количество снизилось по сравнению с прошлым годом.

Судя по статистике таких обращений, чаще всего мисселинг происходит в банках, которые выступают агентами страховых, брокерских и других финансовых компаний. Банки продают их продукты и получают за это агентское вознаграждение. Под видом вклада (или вместе с вкладом) вам могут предложить паи ПИФов, инвестиции в ценные бумаги, договоры негосударственного пенсионного обеспечения, полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Поэтому одной из рекомендаций Банка России кредитным организациям является обеспечение информирования клиентов в краткой и доступной форме о продукте, его составных частях, сопутствующих расходах, связанных с ним рисках, сроках действия и условиях расторжения договора.

— Повышение уровня информирования потребителей об особенностях и рисках финансовых продуктов — одна из действенных мер защиты их прав. Банк России постоянно работает над этим. В прошлом году регулятор принял нормативный акт, обязывающий страховщиков и их агентов в лице банков предупреждать клиентов об основных рисках продуктов по страхованию жизни и существенных условиях договора, — рассказала заместитель управляющего архангельским подразделением Банка России Ольга Фокина. — Продавцы должны информировать клиентов, что, например, полис инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), который иногда продаётся под видом банковского вклада, не является депозитом, государственная гарантия по страхованию вкладов на него не распространяется и инвестиционный доход не гарантирован.

В соответствии с требованиями Банка России базовые стандарты защиты прав потребителей также предусматривают информирование клиентов об особенностях и рисках продуктов, инструментов и услуг.

Кроме того, чтобы потребитель лучше понимал содержание договоров, которые обычно написаны сложным языком, и мог сделать правильный информированный выбор, Банк России принял решение о необходимости разработки совместно с участниками рынка Ключевых информационных документов (КИД). КИД – это своего рода паспорт продукта, в котором информация изложена доступно для потребителя, что помогает ему сравнить предложения и избежать рисков.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.