24.08.2020 07:36

Своды Монье и анфилада: в самом загадочном здании Архангельска будут работать археологи

Так выглядит здание винных и соляных складов снаружи. Фото автора.

В нынешнем году областным министерством культуры выделены средства на археологические работы внутри винных и соляных складов, что были пристроены к Архангельским Гостиным дворам к началу XIX века

Впервые специалисты приступят к внутреннему открытию доселе нетронутого ими здания, находящегося в исторической части города.

– Винные и соляные склады – это последняя пристройка Гостиных дворов, которые неоднократно перестраивались, – говорит Наталья Шпанова, директор Архангельского краеведческого музея. – Первоначально склады планировали сделать двухэтажными, но не получилось, возможно, из‑за недостаточного финансирования, чему, мы, потомки, не особенно удивляемся…

Наверное, на длинное невзрачное одноэтажное здание, что тянется сразу за Северной башней Гостиных дворов по направлению к Троицкому проспекту, архангелогородцы и внимания не обращали. В них до недавнего времени хранились документы Государственного областного архива.

Кто может предположить, что внутри это каменное здание, вытянутое почти на 200 метров, скрывает конструкцию сводов, которую называют сводами Монье по фамилии французского изобретателя железобетона? Музейщики говорят, что этот дизайн XIX века представлен на Архангельском Севере в единственном экземпляре – здесь, в винных и соляных складах.

– Возможно, в других старинных городах России тоже были построены подобные склады, но на данный момент они, несомненно, перестроены, а в наших сохранилась первозданная архитектура – анфилада сводчатых залов. Красота этой конструкции в её простоте, – считает сотрудник музея Игорь Гостев. – Использование сводов Монье, вообще, не часто встретишь в России.

Пока же к зданию с внутренней стороны заросшего двора можно пробраться с трудом.

– Каждый год, начиная с 2013‑го, мы подаём заявки на проектные и противоаварийные работы по соляным складам в федеральную целевую программу «Культура России», – рассказывает Елена Ерофеева, заведующая отделом по обеспечению реставрационных и ремонтных работ Архангельского краеведческого музея. – Заявки у нас принимают, но финансирования мы пока не видим.

На объекте культурного наследия по всем правилам в первую очередь необходимо провести научно-исследовательские и проектные работы, без которых невозможно приступать к противоаварийным работам, а тем более – к реставрации. По словам Елены Николаевны, архангельские архитекторы уже посчитали, в какую сумму может обойтись смета проекта – в 16 млн рублей. (Ранее московские специалисты предоставили смету на 30 млн рублей.) Заявку, однако, подали уже в областной бюджет.

Зато выделены деньги на проект благоустройства территории вокруг винных и соляных складов, на что уйдёт около двух миллионов. Однако, музейщики уже написали общее видение исторического здания складов. То есть со временем их планируют превратить в музейные площади с выставками, мультимедийным пространством и залом для деловых контактов, объединённых общей темой «Арктическое присутствие».

– Наш музей обладает обширной и уникальной коллекцией арктических артефактов, малую долю которых мы периодически представляем на выставках в Гостиных дворах, – говорит Наталья Шпанова. – Кроме коллекции нашего музея, которую начали собирать наши предшественники ещё в XIX веке, около пяти тысяч предметов археологии со всего арктического побережья России нам передали сотрудники Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) под руководством профессора Боярского.

К слову, некоторые из этих предметов можно увидеть на выставке «Семеро смелых. Бухта Тихая. 1929–2019» в Гостиных дворах, поскольку музей уже открыт, но работает пока вполсилы, без экскурсий внутри, а на уличные требуется предварительная запись.

Внутри исторические винные и соляные склады пока же выглядят невзрачно. Работы по расчистке их от мусора задержаны из‑за эпидемии коронавируса, как и планируемое благоустройство вокруг. И только сводчатый потолок, который внутри кажется гораздо выше, чем само здание снаружи, привлекает внимание.

А ещё Елена Ерофеева показала, как предполагается, первозданную кирпичную кладку в стене у самого пола в виде арки, которая указывает на наличие подвалов в этом здании. И если они действительно существуют, то туда, получается, никто не заглядывал лет двести. И кто знает, какие открытия там поджидают археологов, когда они приступят к работе.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА