Специалисты Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Вавилова побывали на Соловках и предложили создать там «Вавиловский огород»
В центре Санкт-Петербурга, на Большой Морской улице, есть огромная «копилка», занимающая два дома. То, что там находится, бесценно, ведь каждая единица хранения в этой «копилке» имеет огромную силу жизни. На случай любого катаклизма внутри спрятан надёжный ключ для спасения человечества от голода.
Здесь расположен один из пяти крупнейших в мире генбанков растений, включающий уникальные экземпляры, которых просто больше нигде нет, – Всероссийский институт генетических растений имени Вавилова. Кратко его называют ВИР.
История института хранит героические страницы жизни блокадного города, когда сотрудники умирали от голода в окружении фантастического богатства – огромного количества коробочек с семенами пшеницы, риса, кукурузы, подсолнечника, фасоли, гороха и других культур – и не тронули ничего из неприкосновенного запаса.
Елена ХлесткинаНедавно группа учёных ВИРа побывала на Соловецких островах. Что интересного там для науки – об этом разговариваем с директором института Еленой Константиновной Хлесткиной.
– То, что мы увидели на Соловецких островах – это интереснейшая, прекрасная природа, непростой климат, богатая и разнообразная история человеческих отношений и, конечно, исторические ценности. И очень непростое ведение хозяйства. Над бережным сохранением культурно-исторических ценностей и ведением хозяйства работают много сторон – музей-заповедник, администрация посёлка, собственно Архангельская область, монастырь, созданный фонд по развитию архипелага, местное население. И все ждут какого‑то нового развития, новых решений. Наверное, поэтому всем по душе пришлись поставленные нами на обсуждение вопросы, которые касаются земледелия, просвещения и других вопросов. Например, проект «Вавиловский огород».
– Расскажите поподробнее о проекте и чем он может быть полезен Соловкам?
– Это участок земли, который может быть выделен на пришкольном участке, на территории музея, на территории ботсада – в любом месте, на котором население может увидеть агро- и биоразнообразие природы: как растут разные культуры, плоды которых мы едим, носим в качестве одежды, используем сделанные на их основе вещи и т. д.
Показав это разнообразие на небольшом участке земли, можно заинтересовать детей и взрослых и, например, повлиять на профориентацию школьников. ВИР сделал этот проект в Санкт-Петербурге, а сейчас работает над ним и в других регионах России.
– Почему для своего проекта вы выбрали Соловецкие острова?
– Институт генетики растений на протяжении более 125 лет ведёт работу по сохранению генетического разнообразия культурных растений и их диких родичей. Сбор образцов в коллекцию идёт по всем континентам, но мы считаем, что не в полной мере охвачены даже регионы Российской Федерации. Мы работаем с тем генетическим разнообразием, которое может быть полезно для сегодняшней селекции и её будущего, то есть для создания таких сортов и гибридов растений, которые будут адаптированы к любым условиям, суровым вызовам природы, ожидаемой климатической нестабильности, к ведению земледелия в экстремальных условиях. Наша ключевая цель – это работа с коллекцией, а коллекция – это краеугольный камень продовольственной безопасности страны.
– А когда‑то прежде ВИР уже изучал богатство растений Соловков?
– Круг замкнулся в практически столетнем отрезке времени. После революции Бюро по прикладной ботанике, которое было создано при царском министерстве земледелия и государственных имуществ, превратилось в Институт прикладной ботаники, и одной из его миссий, помимо сбора материала и работы с коллекцией растений, было немедленное испытание всех собранных образцов в разных точках новой России для того, чтобы как можно быстрее поднимать земледелие, создавать новые сорта, способные накормить население. Тогда директор института Николай Иванович Вавилов основывал испытательную сеть, и такой сортоиспытательный участок был создан в 1925–26 гг. на Соловках. Научные сотрудники подбирали коллекции образцов фуражных зерновых культур и многолетних кормовых трав, высевали их на Соловках, проверяли, находили лучшие и, конечно, одновременно собирали в коллекцию тот материал, что исторически был здесь, те самые сорта народной селекции, которые использовались ранее в монастырском хозяйстве.
Например, в коллекции ВИРа с 1926 года есть репа «Соловецкая». Это совершенно удивительный образец, который до сих пор сохранён в том виде, в котором был найден, и поддерживается в коллекции на Полярной опытной станции ВИРа.
– А чем семена из прошлого века отличаются от современных и почему репу «Соловецкую» лучше выращивать в северном регионе?
– Конечно, поддерживать всхожие семена репы «Соловецкой» можно и в Ленинградской области, но сам корнеплод, выращенный в более северном регионе, вкуснее, слаще. А если пытаться выращивать её ещё южнее, то нормального корнеплода не получится. Наш рассказ об этом образце, конечно, вызвал большой интерес и в музее-заповеднике, и в Соловецком монастыре. И не только с прикладной точки зрения – разнообразить сегодняшние продукты местного земледелия… Возвращение репы «Соловецкой» через сто лет обратно на Соловецкие острова станет большим событием в культурно-историческом аспекте: важно знать и поддерживать историю земледелия своего края.
– Но репа вряд ли заменит привычный картофель…
– Тот семенной фонд картофеля, который из года в год воспроизводился в личных подсобных хозяйствах и в монастырском хозяйстве, – уже вырождающийся материал. Его надо пополнять новым фондом, но нужны сорта, выведенные для сходных климатических условий. Например, на Полярной опытной станции ВИРа, созданной почти сто лет назад для развития земледелия на Кольском полуострове, за эти годы выведены десятки подходящих сортов картофеля, а также овощных и других культур. Соответственно, на территории музея-заповедника и в монастырских хозяйствах можно провести испытания, выбрать что‑то лучшее и уже пользоваться этим семенным материалом. А если будет потребность в каких‑то консультациях – как выращивать, как ухаживать, – ВИР придёт на помощь.
– Соловецкие острова – территория заповедная. И местные жители, и монахи очень осторожно относятся ко всему новому, что появляется на Соловках.
– На территории заповедника запрещено применение каких‑нибудь химических средств для ведения растениеводства, например, средств защиты растений или стимуляторов роста, поэтому речь может идти только об экологически чистом земледелии. А семена современных сортов, доступные в продаже, в большинстве своём не подойдут, потому что они нуждаются в определённой подпитке, защите химическими веществами.
Можно провести эксперименты с сортами советских времён, даже довоенных, чтобы понять, что хорошо подходит для экологического земледелия на островах. В этих экспериментах есть и важная просветительская составляющая. Наверное, ситуация с коронавирусом заставила многих пересмотреть некоторые ценности – оказалось, то, что может приносить какие‑то лёгкие деньги, особенно в области туризма, может быть вдруг заблокировано. Все привыкли думать, что работать на земле – это тяжёлый труд, но забыли, что это труд благодарный, плоды которого всегда востребованы. Может быть, и местное население после сложившейся ситуации повернёт свой взгляд в сторону более стабильного и вечного – и это как раз может быть работа в области экологического земледелия. Нужно только помочь им начать эту работу. Такую деятельность мы могли бы организовать совместно с музеем-заповедником.
– Насколько совпали ваши представления о Ботаническом саде Соловецкого музея-заповедника с тем, что вы там увидели?
– Ботанический сад на Соловках имеет важное историко-культурное и научное значение. Учитывая, что Соловецкий архипелаг сам по себе уникален – сложившиеся здесь климатические и микроклиматические условия сложно с чем‑то сравнивать. И на Соловках были свои школы – это и монастырское хозяйство царских времён, и народная селекция, ведь сюда приезжали работать крестьяне, привозили все самые лучшие, интересные новинки. Затем – ещё в царские времена – был заложен ботанический сад, и к работе подключились учёные, которые продолжили свою деятельность и в 1920‑е годы. Каждое поколение вкладывало и свои знания, и свою душу. Конечно, другого такого сада нет, им надо заниматься и сохранять.
– Говорят, что когда‑то в ботсаду на Соловках выращивали арбузы и виноград. С точки зрения науки это возможно?
– Нам рассказывали на экскурсии, что ещё в царское время, когда здесь был воскобелильный завод, то отходом этого производства была горячая вода, её использовали для подогрева теплиц. Задокументировано, что в этих теплицах выращивались арбузы, дыни и даже персик. Сегодня на островах нет такого избытка горячей воды, лишнего топлива или электроэнергии. Но вировские учёные как раз сегодня исследуют возможность выращивать на Крайнем Севере арбузы, дыни и другие южные культуры без искусственного подогрева и освещения. В ВИРе проводится селекционная работа на скороспелость, холодостойкость. Эксперимент может быть заложен и на Соловках, и, возможно, здесь обретут жизнь южные культуры, но уже без каких‑то дополнительных затрат на освещение, электроэнергию. Нужно пользоваться тем, что даёт природа, а на северной территории она даёт продолжительный летний день. Например, ягодные культуры в условиях длинного дня накапливают больше витамина С, чем тот же самый сорт, выращенный южнее.
– Осталось найти специалистов, которые будут это делать?
– Любое научное направление развивается тогда, когда есть сильные кадры и сильная научная школа. К сожалению, сегодня на островах не осталось научных сотрудников по этому направлению, только технический персонал, который поддерживает сад и делает свою работу очень добросовестно. Но, безусловно, и это признаёт сам музей-заповедник, этому направлению необходимо развитие. Если не ведутся исследования, если работа не происходит на научно систематизированной основе, то всё, что есть, можно потерять. Если мы говорим о ценности ботанического сада, важно точное сохранение информации о каждом объекте. Но специалиста-ботаника сейчас нет. Кроме того, уже десять лет на остров не ступала нога специалиста, который бы вопросами фитосанитарии и защиты растений.
Проблемы с кадрами стоят повсеместно: не так просто привлечь опытного специалиста на постоянную работу, тем более в отдалённые от центра страны и сложные условия. Соловецкие темы могут стать предметами исследований для кандидатских или докторских диссертаций по ботанике или экологии – в этом случае можно привлекать специалиста из ВИРа или из других научных школ для того, чтобы они продолжительно бывали на полевых экспедиционных обследованиях и готовили исследовательские работы высокого класса.
А если при этом в музее-заповеднике появятся молодые специалисты, то работая рядом с опытными представителями ведущих научных школ, они быстрее получат основные навыки и вскоре сами смогут поддерживать научную работу на высоком уровне. И она чрезвычайно важна не просто как «наука ради науки», а как основа для сохранения того растительного разнообразия, которое есть сегодня на острове.
– В год 75‑летия Победы ВИР имени Вавилова заложил сиреневый сад в Мурманской области. Было бы здорово заложить и в Архангельской области новый сад!
– Мы предлагаем заложить небольшой «Сад Победы» на Соловках. Он может быть заложен в самом начале сентября – это подходящее время для того, чтобы пересаживать ягодные и декоративные деревья и кустарники. Можно подобрать материал, уже адаптированный и проверенный на Полярной опытной станции ВИРа – в частности, это могут быть жимолость покрывальная, ирга канадская, сирень венгерская. Сад можно было бы заложить на открытом участке слева и справа от дорожки к памятнику 1972‑го года, открытого в год 30‑летия основания школы юнг на Большом Соловецком острове.
– Если сад будет посажен в сентябре, когда его можно будет увидеть уже цветущим?
– Привитые растения, если примутся, могут зацвести уже на следующий год. Главное, чтобы у проекта нашлась поддержка, ВИР предоставит саженцы, останется их доставить на Соловецкие острова.
– Много экономических надежд страна связывает с развитием Арктики. Как вы оцениваете эти перспективы?
– Мы с Архангельской областью работаем давно, подписан договор с Северным Арктическим федеральным университетом. В прошлом году прошла большая комплексная экспедиция – участники ВИРа работали над тематикой «Малины Русского Севера». Вопрос исследований, которые ведутся на Севере, на границе и в зоне экстремального земледелия, – вопрос стратегически важный. Когда говорят о теме развития Арктики, недооценивают возможности ведения сельского хозяйства. Я имею в виду некоммерческое сельское хозяйство: в поисках большой прибыли от земледелия надо ехать на Кубань и в другие чернозёмные зоны России. А в зоне экстремального земледелия речь идёт, скорее, о проектах социально-экономической направленности, о качестве жизни тех работников, которые приезжают работать и жить на Север с семьями, а не просто бывают наездами «вахтовым методом». Когда у вас есть свой зелёный садик за окном, а на столе появляются местная зелень, овощи и ягоды, это уже совсем другая жизнь, более полноценная, и отдача от работников другая, и настроение у них другое.
– Очень важный вопрос!
– Важно, чтобы продукты были не только завозными: они легко транспортируются и долго хранятся, но в случае овощных и зеленных культур это плохо коррелируется с их вкусовыми качествами и полезностью. Специалисты ВИРа готовы подбирать, создавать специально то, что приспособлено к условиям северного земледелия.
– Елена Константиновна, а вы как учёный, что бы хотели пристально изучить на Соловецких островах?
– Поскольку я специалист по генетике растений, а генетика базируется на сравнительных исследованиях, то мне было бы как раз интересно сделать новые сборы многолетних кормовых трав, сравнить их с образцами, которые сто лет назад заложил на Соловках наш институт, и понять, какие генетические изменения произошли в растениях благодаря микроэволюционным процессам. Кроме таких фундаментальных исследований, интересны прикладные, касающиеся «осеверения» южных культур. В этом направлении тоже без генетики не обойтись.
– Уникальная территория Соловков, конечно, предполагает особое отношение. Надо приложить все возможные силы, чтобы сохранить там заповедные леса, чистейшие озёра и заливные луга. Так сложилось исторически, что на островах весьма серьёзно растениеводством занимались монахи и в этом деле достигли больших успехов. Отрадно, что сотрудничество современных учёных и монастыря продолжится. Ведь важно и сегодня хозяйствовать так же, как это делали монахи – использовать возможности соловецкой природы, не нанося ей ущерб, более того, поддерживая и возрождая данное природой.
И «Вавиловский огород», и «Сад Победы», и семена соловецкой репы и картошки – это часть нашей большой и очень многогранной истории. Мы готовы к сотрудничеству с Всероссийским институтом генетических ресурсов растений им. Вавилова. Возможно, такое партнёрство поможет найти и восстановить то лучшее, что прославляло Соловки и весь наш край.
Я как руководитель региона готов привлекать любые силы, которые помогут в развитии Архангельской области.