В Архангельске подходит к завершению ремонт музея Степана Писахова
Наталья КозловаМузей был закрыт в 2012 году, а открыть его для посещения наметили в конце нынешнего года. Правда, нынче ничего планировать нельзя, тем не менее, ремонт подходит к концу, и Наталья Козлова, заведующая отделом экспозиции Писахова музейного объединения «Культура Русского Севера», рассказала, что ожидает посетителей в обновлённом здании музея.
– Здание при ремонтно-восстановительных работах основательно «перекроили» в соответствии с требованиями противопожарной безопасности и иными правилами, но экспозиционных залов, как и прежде, будет восемь – на двух этажах, – рассказывает Наталья Владимировна. – Но теперь у нас добавилось одно помещение в цоколе, которое мы думаем приспособить для временных выставок, музейных занятий и лекций.
– А художественный замысел экспозиции не поменялся?
– Нет, он, как и прежде, хронологический. Первый зал будет посвящён родовому древу Писаховых, купеческому Архангельску, к которому принадлежала семья будущего художника и сказочника. Напомню, наш музей располагается не в родовом доме Писахова, что тоже стоял на улице Поморской, но в другом месте. Дом этот не сохранился, а наш музей находится в торговом доме купца Буторова, который Писахов хорошо знал.
– Новые предметы в этом зале появятся?
– Да, это бытовые вещи из архангельской семьи внучатых племянников Писахова. Часть из этих вещей подарена, часть выкуплена музеем за символическую плату – столик «тет-а-тет» с двумя венскими стульями, столовое серебро и фарфор, несколько живописных работ. Кроме того, в небольшом «аквариуме» в полу мы поместим предметы, найденные в ходе археологических раскопок в 1990–2000 годах на улице Поморской и Банковском переулке.
– Что это за находки?
– Примерно XVIII – начала XX века. На этом месте некогда располагалась стрелецкая слобода, о чём свидетельствуют обломки сосудов, керамика, металлические пряжки. Там наслоение пластов – вплоть до артефактов, относящихся к Первой мировой войне.
Другой зал расскажет о путешествиях Писахова на Новую Землю. Вот тут мы можем больше представить художественных работ Степана Григорьевича, чем ранее, потому что зал стал больше – расширился за счёт того, что касса переедет в цокольный этаж.
Следующий зал представит Архангельск как губернский город, в котором имелась такая серьёзная организация как Архангельское общество изучения Русского Севера, в которой принимал активное участие Степан Григорьевич. Это Общество финансировало экспедиции, издавало краеведческие книги, поддерживало художников-северян и организовывало выставки их картин.
Ещё один зал посвящён петербургскому периоду Писахова – студента художественного училища и частных мастерских, а также его военной службе в Кронштадте. Именно в Петербурге Писахов состоялся как художник. Из новинок – материалы по Царскосельской выставке 1911 года, в рамках которой Писахов ездил в Печорский край, в Усть-Цильму, и привёз оттуда зарисовки опытной станции знаменитого тогда учёного Журавского (сейчас там музей).
Вот зал периода Гражданской войны и интервенции в жизни Писахова у нас пока ничем не дополнен. Времена были такие, люди уничтожали дневники, фотографии и иные документы, относящиеся к этому времени, дабы обезопасить себя в тридцатые годы.
– А как же знаменитое обвинение Писахову, что он с хлебом-солью встречал интервентов на Красной пристани?
– Знаете, тогда весь город вышел поглазеть на военные пароходы с интервентами. Может, в толпе и был Писахов. Да, нашлись горожане, что подносили иностранным солдатам хлеб-соль. Но нет среди них на этих фотографиях Писахова!
Ещё один зал называется «Сказка-Уйма», – продолжила Наталья Владимировна. – Планируем голосами архангельских артистов записать сказки Писахова и «иллюстрировать» ими инсталляцию в середине зала. Следующий зал – кабинет Писахова с личными вещами, где также будут представлены его последние художественные работы.
– Много ли осталось художественных работ Писахова?
– Много, но они «разбросаны» по музеям и частным коллекциям. Художник пытался жить от продажи этюдов, дарил, оставлял по несколько работ в местах проведения выставок. Мы узнали, что его работы имеются даже в музее белорусского Могилёва, места, откуда родом отец Писахова.
Остаётся сказать, что над художественным проектом музея и концепцией экспозиции работали художники из Москвы Александр Конов и Сергей Мержанов, представляющие студию «Музей-медиа», над научной идеей – Елена Ружникова и много помогала Валентина Ананьина, представляющие музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», – заключила Наталья Козлова.
Как надеются сотрудники музея, новая экспозиция более полно сможет рассказать посетителям о жизни и творчестве одного из самых талантливых и необычных архангелогородцев – Степана Григорьевича Писахова.