20.05.2020 13:41

«У малых народов никогда не было государственности»

Виктор Ширяев. Фото Павла Кононова

Архангельская область и Ненецкий автономный округ объявили о намерении объединиться, но что и когда их разъединило?

Сегодня говорим об этом с нашим экспертом – Виктором Ширяевым, заслуженным юристом России, который является специалистом по Конституции РФ и принимал участие в создании Конституции 1993‑го года.

– Виктор Алексеевич, в советские времена Архангельская область и Ненецкий округ благополучно сосуществовали вместе. Там какие правовые нормы были?

– В советское время отношения области и округа регулировал закон об автономных округах. А ещё через Архангельскую область шёл северный завоз, что нас тоже связывало. Немаловажно, что в те времена округ был очень бедным – нефть нашли уже в девяностых. А тогда в округе действовали мелкие производства по переработке оленины и рыбы.

– С чего же началось разъединение?

– С того, что 16 июля 1992 года Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области и получил статус субъекта Российской Федерации. Кстати, сейчас это единственный автономный округ из четырёх, который не входит в состав другого субъекта Российской Федерации.

– Как это стало возможным? Депутаты округа сами приняли такое решение и всё?

– Да, они приняли на сессии решение о выходе из Магаданской области, но затем Конституционный суд это решение признал законным.

– Президент страны Борис Ельцин в то время говорил: «Берите суверенитета, сколько сможете». Это было как‑то связано с этим выражением?

– Конечно, но и настроение в обществе также способствовало разъединению, сейчас это называют распадом страны. Тогда же говорили о самостоятельности территорий, поддержке национального самосознания, в частности малых народов…

– Но Конституционный суд всё же должен был опираться на законы, которые бы ему позволили признать Чукотку государственным образованием. Значит, такие законы были?

– В то время советские законы уже не действовали, и нигде не было записано, что округ должен входить в область. Это касалось и других автономных округов, включая Ненецкий. Значит, этот вопрос решали в самом округе – могли остаться, а могли выйти.

– Помнится, следуя примеру Чукотки, уже тогда Ненецкий автономный округ пытался обрести полную самостоятельность…

– Я присутствовал на той сессии депутатов окружного Собрания, и так получилось, что принять решение о выходе из состава Архангельской области им помешал именно я. В то время я работал заместителем председателя Архангельского областного Совета депутатов и возглавлял областную делегацию, которая присутствовала на сессии. По выступлению окружных депутатов было видно, что настроение у них – отделяться. Лобовые атаки наших областных депутатов, которые пытались это дело остановить, ничего не дали. Тогда я внёс своё предложение. Я имел право это сделать как представитель вышестоящего законодательного органа – у меня был совещательный голос.

Я спросил: «Считаете ли вы, что выход округа из состава Архангельской области – это судьбоносное решение?» Все согласились – конечно, судьбоносное. А если так, то решение может быть принято не простым большинством, а квалифицированным – чтобы было три четвёртых или две трети голосов… Они приняли решение, что это будет две трети голосов. Но при самом голосовании их не набрали! Что тут началось! Меня обвинили в срыве принятия этого решения. Но ведь они сами утвердили регламент, не рассчитав в спешке, сколько получат сторонников. Так тогда округу не удалось выйти из состава Архангельской области.

– Но всё же вскоре он получил статус самостоятельного субъекта Российской Федерации…

– Это случилось уже согласно Конституции 1993‑го года…

– Кстати, вы же тоже участвовали в её создании. Расскажите, как это происходило.

– От Архангельской области я был приглашён на заседание комиссии по решению вопросов о статусе субъектов в новой Конституции. Я выступил категорически против предоставления автономным округам статуса субъекта РФ. Рамазан Абдулатипов, который возглавлял тогда комиссию, отметил мою неправильную позицию…

– А у вас какая тогда была аргументация?

– Прежде всего, у малых народов нет государственности.

– Как‑то обидно звучит…

– Ничего обидного здесь нет. Так сложилось исторически. Взять хотя бы ненцев – это кочевой народ. В тридцатых годах прошлого века для него стали писать законы, придумывать и навязывать образ жизни – когда детей забирали в интернаты. И шло также навязывание идеи государственности. Скандинавские страны пошли другим путём – дали малым народам культурные автономии и всячески их поддерживают. А когда им дают статус государственности, как показывает мировой опыт, это заканчивается плохо. Я спрашивал Комаровского (Юрий Комаровский – глава администрации округа в 1991–1996 годах. –Прим. автора) – у вас хоть кто‑то из ненцев входит в органы власти? Он отвечал, что нет, не входит, но, дескать, мы привезём грамотных управленцев. Зачем? Чтобы эти ребята торговали ключами от нефтяных скважин? Но ведь их разработку вела вся Архангельская область, та же «Архгеологодобыча». И возникает вопрос – для кого стараемся? Для ненцев? Если бы! Здесь – согласен, их поддерживать надо. А зачем мы будем поддерживать вахтовиков, для них создавать субъект Федерации, что требует огромных расходов?

– Вас кто‑то поддержал?

– Никто, я уже говорил: настроение тогда было такое – дать больше самостоятельности всем подряд. Но с таким успехом мы могли бы дать государственную автономию, например, Маймаксе…

– После принятия Конституции 1993‑го года Ненецкий автономный округ стал «матрёшечным» – он остался в составе Архангельской области, его жители избирают губернатора Архангельской области, но при этом округ обрёл статус самостоятельного субъекта Российской Федерации.

– И если до этого был один городской суд, то потом появился окружной, а ещё и районные. И так по всем структурам. А ведь в округе живёт порядка сорока тысяч человек. Живут за счёт нефтяных денег. Сейчас не очень хорошо на нефтяном фронте, и от нефти получать будем всё меньше. Многие страны это поняли и перестраиваются – используют альтернативную энергию. Государство не благотворительная организация. Надо посмотреть, что есть в округе, кроме нефтяных вышек? Промышленность есть? Надо иногда голову включать. Власть должна принимать рациональные решения, а не делать красивые реверансы.

– Какие вы видите подводные камни в объединении области и округа?

– Его проводят в очень сжатые сроки, что вызывает вопросы – зачем такая спешка? И в столь короткое время будет очень сложно убедить жителей округа в том, что это объединение им выгодно. Ведь они уверены, что теряют при этом.

– Что они теряют?

– Двух членов Совета Федерации, одного депутата Госдумы, других представителей власти. Депутатам после объединения предстоит досрочно избираться в новый законодательный орган власти.

– Это также касается и Архангельской области. Не думаю, что по этому поводу сильно тревожатся обычные жители – что в области, что в округе.

– Но на них прямо или косвенно будут оказывать влияние представители тех ветвей власти, которые потеряют при объединении. Хотя людей, конечно, волнует другое – сохранятся ли льготы после объединения? Но это снова же в основном касается округа – у них льгот больше, и они значительнее.

– Если говорить о северных надбавках – они ведь в любом случае останутся…

– Но кому их платят? В основном госслужащим. Есть опасение, что после объединения жители округа опустятся до уровня наших льгот, а не мы поднимемся к их уровню. А ведь у них там очень много преференций – справедливо это или нет, но люди не хотят их терять, и здесь их понять можно. Значит, власти в спешном порядке должны дать полный расклад, и по возможности честный – кто что обретёт и кто что потеряет. Но с точки зрения государственного управления, сегодня власть делает правильный и разумный шаг. Жаль, что к этому шли так долго!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО