Последний раз с одним из сильнейших лыжников Поморья довелось беседовать почти два месяца назад. В то время ещё никто не мог представить, как изменится жизнь россиян после того, как мир узнает о коронавирусе.
Пандемия охватила все сферы человеческой жизнедеятельности, включая спорт. Вот и сидели мы тогда с Алексеем Шемякиным, обсуждая его минувшие и будущие старты, главным из которых должен был стать чемпионат России.
Эти соревнования, которые так ждал ягринский спортсмен из города корабелов, планировалось провести в конце марта – начале апреля в Тюмени. В последний момент, когда коронавирус стал представлять реальную угрозу в стране, президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе объявила о своём намерении перенести чемпионат в нашу «Малиновку». Однако и на устьянских лыжных трассах он не состоялся.
– Алексей, после нескольких гонок марафонской серии «Visma Ski Classics» в составе команды «Русская зима», которые прошли в Италии, Австрии и Швейцарии, ты вернулся домой, чтобы принять участие в российских стартах. К сожалению, главный из них – чемпионат России – уже не состоится по известным причинам. Поговорим о тех соревнованиях, где тебе довелось выступить. Сначала был чемпионат ЦС «Динамо» в Ижевске.
– Забегая вперёд, отмечу, что мне пришлось выступить сразу в трёх ведомственных стартах. Помимо Ижевска были ещё чемпионаты МВД в Ярославле и Архангельской областной организации «Динамо» в Малых Корелах. Я ведь всё‑таки лейтенант полиции УМВД России. А что касается соревнований в Ижевске, они собрали немало известных гонщиков. По-моему, туда приехали три заслуженных мастера спорта, 18 мастеров спорта международного класса и более 100 мастеров спорта.
– Состав солидный подобрался.
– Могу, например, назвать Дмитрия Япарова, Александра Панжинского, Станислава Волженцева, Андрея Парфёнова, Константина Главатских, Ермила Вокуева и других известных лыжников. Кстати, с Ермилом мы вместе выступаем в команде «Русская зима». Ему‑то я и проиграл на дистанции 15 километров свободным стилем, заняв второе место. Была ещё «бронза» в смешанной эстафете, где я выступал за первую сборную МВД России. Вместе со мной бежали Ольга Царёва и Андрей Малафиев из Республики Коми, а также Александр Кулешов из Московской области.
– А потом были только победы?
– Потом был чемпионат МВД в Ярославле, где из‑за аномально тёплой погоды была проведена лишь одна гонка на 15 км «коньком», которую выиграл, опередив своего товарища по «Русской зиме» Максима Вылегжанина. Чтобы закончить с ведомственными соревнованиями, отмечу чемпионат областного «Динамо» в Малых Корелах. Здесь удалось добыть сразу два «золота». Одно из них – на дистанции десять км свободным стилем, а второе – в спринтерской эстафете вместе с Петром Шульгиным из Архангельска.
– В финале Кубка России в «Малиновке» ты бежал только одну гонку. Наверное, именно в ней и выложился полностью?
– Дело в том, что из‑за проблем со здоровьем пришлось выйти только на старт скиатлона. Мысль была одна – победить. На первых 15 километрах «классикой» держался в лидирующей группе, а на вторых 15 километрах «коньком» собрал все силы и ближе к финишу убежал от своего главного конкурента Ильи Порошкина из Коми. В итоге выиграл у него более 18 секунд и стал первым.
– Алексей, неужели после столь впечатляющего успеха на тебя не обратила внимание Елена Вяльбе?
– Нет, конечно. Эта победа ровным счётом ничего мне не дала, разве что звание обладателя Кубка России.
– Наверное, малиновский ультрамарафон на 75 километров ждал с особым интересом?
– Интересно было проверить себя в компании 250 гонщиков со всей страны. Погода в день старта выдалась нормальная, бежалось неплохо. В итоге финишировал первым и остался вполне доволен.
– Между прочим, второму призёру Дмитрию Горошникову из Кирова ты «привёз» три минуты, а третьему, своему земляку Константину Лобову – все шесть.
– Так гонка сложилась. Многие ведь выбрали для себя дистанции короче – 50 и 25 километров. Кстати, у девушек на 25 км первое и третье места заняли две наших Светланы – Заборская и Николаева.
– Так вышло, что заключительными стартами для тебя в нынешнем сезоне стали 54‑е зимние Беломорские игры. Что они для тебя значили?
– Верилось, что эти соревнования станут последней репетицией перед чемпионатом России, но не сложилось. А в Беломорских играх выступил в двух дисциплинах. Сначала выиграл гонку на 15 километров «классикой», а затем с Петром Шульгиным – спринтерскую эстафету.
– Все прошедшие старты назовём твоим активом в сезоне. А что же, Алексей, осталось в пассиве?
– В пассиве, прежде всего, несостоявшийся чемпионат России в Тюмени и Мончегорске, а также незавершённая марафонская серия в составе команды «Русская зима». Как минимум, в одной марафонской гонке мог бы выступить.
– Наверное, тебе вдвойне обидно, что в рамках чемпионата страны ты мог бы посоревноваться с лидерами нашей сборной на дистанциях 50 и 70 километров. Например, с тем же новоиспечённым обладателем Кубка мира Александром Большуновым. Как думаешь, Алексей, у тебя были бы шансы в очном противостоянии с ним?
– Думаю, да. Конечно, условия подготовки у меня и членов сборной России, мягко говоря, разные, но одно могу сказать точно: в любых обстоятельствах я бы бился до последнего. Выходя на старт каждой гонки, никогда не обращал внимания на титулы и регалии своих соперников.
– Прошлый сезон ты завершил в Мончегорске на победной ноте, завоевав звание чемпиона России в гонке на 70 километров. Сейчас всего этого из‑за коронавируса не будет. Какие мысли приходят в этой связи?
–Наверное, осталась какая‑то недосказанность. Вроде, многое удалось сделать, а последнего, главного слова сказать не удалось. Речь, естественно, идёт об отменённом чемпионате страны.
– Алексей, на твой взгляд, какая тенденция просматривается сейчас в лыжных гонках: подготовка лыжников, специализирующихся на отдельных дистанциях, или универсалов? Тот же норвежец Клебо не имеет себе равных в спринте, а Большунов бегает все дистанции, являясь ярким универсалом.
– У нас тоже когда‑то в сборной была спринтерская группа, в составе которой выступали знаменитые Александр Панжинский, Никита Крюков, Алексей Петухов и другие. Возглавлял её Юрий Каминский. Однако после Олимпиады в Сочи она была ликвидирована. Та же Елена Вяльбе считает, что специальные спринтерские группы потеряли свою актуальность, поскольку сейчас практически все лыжники являются универсалами, выступая как на коротких, так и на длинных дистанциях.
– Хотя олимпийский чемпион Николай Зимятов, например, выступает за возрождение спринтерской группы. Впрочем, сколько людей, столько и мнений. Ещё один вопрос, который, быть может, тебе покажется странным. Олимпийская чемпионка и чемпионка мира по лыжным гонкам из Швеции Стина Нильссон недавно заявила, что переходит в биатлон. А ты бы смог оставить любимые лыжи и уйти в биатлон?
– А почему нет? Мне сейчас терять нечего.
– Тем более, экс-тренер сборных СССР и России Александр Привалов утверждает, что в биатлоне многое решает лыжная подготовка, а потом уже стрельба. Алексей, что ты можешь сказать своим многочисленным болельщикам после завершения сезона?
– Хочу поблагодарить всех тех, кто поддерживает, переживает и болеет за меня. Вы заряжаете меня такой мощной энергией, которая помогает добиваться побед в спорте. Сделаю всё возможное, чтобы и в следующем сезоне оправдать ваши ожидания и надежды.