С 16 марта Норвегия (пока на месяц) ограничила въезд в страну иностранцев как через аэропорты и морские порты, так и через сухопутную границу.
Ужесточение пограничного контроля соседи объясняют мерами по снижению распространения коронавируса. Но надо заметить, что судам под флагом другого государства не запрещено заходить в норвежские порты, производить погрузку и выгрузку, получать снабжение и продукты.
Однако, для нескольких российских рыбопромышленных компаний это ограничение стало серьезной проблемой при смене судовых экипажей. В ближайшие дни большинство рыбацких судов должны бы завершить рейсы, которые начинались в январе по квоте 2020 года и длились три – три с половиной месяца. Отработанная годами схема, когда новый экипаж приезжал из Мурманска в один из портов Норвегии на автобусе, а старый этим же транспортом отправлялся домой, дала сбой. Кажется, что проблема легко решается, если заканчивающий промысел траулер зайдет в порт России, в тот же Мурманск. Однако, судовладельцы очень неохотно направляют свой флот домой: о жестких требованиях портовых властей к старым изношенным отечественным судам моряки слагают легенды.
Есть еще одна категория нашего флота. В Северной Атлантике ведут промысел около 80 судов, которые в рыбацкой среде довольно точно называют «незаходные иномарки». В больших количествах они стали появляться еще в начале 2000-х. Промысловики, убеждаясь, что о строительстве траулеров на отечественных верфях не приходилось даже мечтать, что их ремонт на российских судоверфях становился все длительнее и дороже, обратились к зарубежным коллегам. И очень скоро на иностранных траулерах, оказавшихся по разным причинам без работы, появлялся российский экипаж, поднимался российский флаг, начинался промысел рыбы по российской квоте.
Требование к «иномаркам» об оплате таможенной пошлины, которая оценивалась как треть от продажной стоимости, их хозяева обошли легко: капитану судна запретили заходить в территориальные воды России. Что удивительно, уже двадцать лет «незаходные» вполне успешно работают: все, что необходимо, они получают в Норвегии, совсем не напрасно ближний к нам зарубежный город Киркенес называют русской базой рыбаков. И вдруг… тупик! Без своевременной замены команды на судне появляется реальная угроза, если не полной остановки в промысле, то существенного снижения эффективности в работе.
Выход из ситуации в Ассоциации рыбопромышленников видят во временном разрешении судам, не прошедших таможенную процедуру, заходить в порт без уплаты ввозных пошлин. Письмо с таким предложением было направлено в правительство России неделю назад. Эксперты утверждают, если карантинные меры продлятся до мая, это может привести к недолову только главных объектов промысла на общую сумму около 52 миллиардов рублей. Вынужденный перерыв в промысле может привести к тому, что рыбаки не успеют освоить квоту полностью, то есть, потребитель не получит 200-250 тысяч тонн рыбопродукции.
Ответа из Москвы пока нет, возможно, вообще не будет. Тем временем, «незаходные иномарки», среди которых есть суда Архангельского тралового флота и Архангельского рыбакколхозсоюза, продолжают ловить рыбу.