Два года назад в Архангельске появился детский центр «Радуга ощущений», активно развивающий сенсорную интеграцию – новое для области направление коррекционной работы с детьми
Два варианта
Сегодня «Радуга ощущений» относительно небольшой центр: три зала для занятий и раздевалка. Но его руководитель Анна Хотенова говорит, что уже в самых ближайших планах – переехать в более просторное помещение и взять дополнительных специалистов, потому что желающих заниматься в «Радуге…» больше, чем могут принять.
В конце 2019 года «Радугу ощущений» признали лучшим социальным проектом Архангельской области в сфере поддержки и реабилитации людей с ограниченными возможностями.
На второй год работы она вошла в областной реестр поставщиков социальных услуг. Это означает, что особенные дети со всей области могут заниматься там бесплатно, затраты центру развития компенсирует областной бюджет. Правда, объём этих бесплатных услуг ограничен, и в каждом случае он определяется индивидуально. Родителям, перед тем как идти в «Радугу…», нужно оформить ребёнку так называемую иппсу – индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Для этого можно обратиться в Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей.
Сейчас «Радугу ощущений» посещают около пятидесяти человек, рассказывает Анна Хотенова. Большая часть ребят из Архангельска, Северодвинска и Новодвинска. Уже приезжали из Вельска и с Пинеги, но принимать детей из районов труднее.
– Детям из районов нужны «интенсивы»: это когда ребёнок приезжает на пару недель в Архангельск, и в эти пару недель с ним максимально интенсивно работают специалисты. Сейчас на «интенсивы» у нас банально не хватает ресурса: для этого нужны отдельное помещение и отдельные специалисты, – поясняет она. – Но мы работаем над тем, чтобы выйти на этот уровень, потому что много где ещё по области нет ни дефектологов, ни логопедов.
Спрос на коррекционные услуги сегодня огромный. По статистике, каждый третий ребёнок имеет те или иные задержки в развитии и нуждается в поддержке, но дело не только в этом, утверждает Анна Хотенова. Будучи психологом по образованию, она два года проработала с детьми в одном из коррекционных центров в Архангельске.
– На определённом этапе я поняла, что нужно внедрять другие методы коррекции, – рассказывает Анна. – Есть методы передовые, они уже внедрены в Москве и Санкт-Петербурге. Но руководство коррекционного центра, где я работала, не видело в этом необходимости. И я поняла, что у меня два варианта: уйти и развивать сенсорную интеграцию, в которую я просто влюбилась, или остаться и смириться.
Качель для 150 килограммов
Зал, где проходят занятия по методу сенсорной интеграции, не просто впечатляет. Это прямо мечта любого ребёнка, столько здесь интересных штук. В самом центре с потолка свисают качели с гигантским сидением: оно выдерживает до 150 килограммов, можно сесть вдвоём.
– Метод сенсорной интеграции – это «напитывание» сенсорными ощущениями, которые обычный ребёнок получает самостоятельно, – объясняет Анна. – Вообще, он ориентирован на детей до семи лет и в этом возрасте даёт самый большой эффект. Но когда речь идёт о детях с задержками развития, понятие возраста стирается.
По словам Анны, за границей этот метод давно применяется, в том числе в работе с детьми с задержками в развитии, а в России появился не более десяти лет назад. Для коррекционного метода это небольшой срок.
– Для меня выбор был определён соотношением эффекта и того, что это «мой» метод. Дело в том, что в коррекционной педагогике метод может подходить или не подходить не только ребёнку, но и взрослому, который взялся его практиковать, – говорит Анна.
Муж Анну поддержал. Помещение нашли легко – повезло, а специализированное оборудование практически всё сделали сами: в России его ещё мало кто делает.
– Я ожидала, что придётся дольше доносить до родителей, что это направление – направление незнакомое – имеет место. Но получила очень быстрый отклик, и количество детей стало всё увеличиваться и увеличиваться, – вспоминает она. – Уже когда открыла центр, начала искать, какую поддержку могу получить, и в первую очередь вышла на Агентство регионального развития Архангельской области: они мне здорово помогли и продолжают помогать. Там я прошла обучение в сфере предпринимательства и, что ещё более ценно, в сфере социального предпринимательства, так как там много своих нюансов.
Постепенно к Анне стали присоединяться и другие специалисты-единомышленники. Теперь с каждым ребёнком в «Радуге…» работают в команде. А помимо социальной интеграции появилось ещё одно современное направление, на которое делают упор, – нейропсихология.
Если ребёнок «не слышит»
Нейропсихолог центра Анна Горошнева рассказывает, что использует в работе метод замещающего онтогенеза – базовый в нейропсихологии.
– Часто дефектологи жалуются, что ребёнок их «не слышит». Это может быть вызвано тем, что не развит нужный центр головного мозга, – рассказывает Анна Гавриловна. – Мы посредством игры «включаем» те центры головного мозга, которые не развились. Начинаем их тренировать – и ребёнок начинает эффективней заниматься у других специалистов.
Кстати, работают по этому методу, в том числе, и со школьниками, у которых есть признаки дислексии и дисграфии – состояния, вызванного особенностями центральной нервной системы, при котором не получается правильно читать и писать. Правда, приводить на занятия таких детей желательно на раннем этапе – уже в первом классе. Установлено, что в нейропсихологии оптимальный возраст для занятий – с четырёх до десяти лет.
К нам приходят и пятиклассники, и шестиклассники с проблемами нейропсихологического характера, и с ними мы тоже проводим коррекцию, только она идёт сложнее, – говорит Анна Гавриловна.
Мы входим в зал для занятий, и её встречает радостными криками приветствия пятилетний Андрюша, который ходит в «Радугу…» с самого её открытия, а с осени начал заниматься по методу нейропсихологии. Он с удовольствием показывает, как ловко научился держаться на тренажёрах-балансирах: и приседает, и встаёт, и даже играет в мяч – и не падает. Хотя, когда пришёл, вообще не получалось. А потом садится рисовать двумя руками одновременно, хотя ещё несколько месяцев назад не умел ни той, ни другой.
Пока мы ждём окончания занятий в раздевалке, мама Андрюши Людмила рассказывает, что сначала они ходили в другой коррекционный центр в Архангельске, но потом остановились на «Радуге ощущений»: до неё сын не контактировал с детьми вообще, а сейчас он общительный, стал лучше говорить и более связно излагает мысли.
– И моя Маруся стала более раскрепощённой и пошла на контакт с другими детьми, чего у нас не наблюдалось раньше, – замечает мама восьмилетней ученицы центра Светлана. – Успехи у нас небольшие, но устойчивые, и дочке здесь очень нравится. Мы много в каких студиях были и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, и поняли, что многое даётся по шаблону. А здесь не так: мы сюда пришли и как‑то сразу почувствовали, что нам хотят помочь, не навязывая каких‑то лишних программ, а выбирая то, что нужно ребёнку. Теперь мы наблюдаемся в Санкт-Петербурге, а на занятия ходим сюда. К Марусиным восьми годам у меня уже большой опыт, я вижу, где ей помогают, где – нет, поэтому я очень довольна, что мы сюда попали.