22.01.2020 09:04

Музыка русской души

Фото Павла Кононова

В Каргополе прошёл XVI Международный фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны»

Звонари из 20 городов России и девяти населённых пунктов Белоруссии приехали в Каргополь, чтобы представить своё искусство. Среди них есть и совсем юные музыканты в возрасте 12–15 лет. А самому маленькому, который открыл праздничный вечер, – всего шесть.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который принял участие в церемонии открытия фестиваля, подчеркнул:.

– Фестиваль «Хрустальные звоны» стал неотъемлемой частью крещенских праздников на каргопольской земле. Колокольные звоны – это музыка русской души, которая затрагивает самые сокровенные её струны. Она близка и понятна нам, заставляет радоваться и сопереживать. Этот фестиваль – единственный в России зимний праздник колокольных звонов. Каждый раз в начале года он будто настраивает на творчество, поиск новых интересных решений, чтобы жизнь становилась всё лучше. Активные каргопольцы сегодня реализуют множество проектов по продвижению традиционной культуры, народных ремёсел, что способствует развитию туризма и собственно территории. И мы готовы поддерживать эти их прекрасные начинания.

Традиционно организатором фестиваля выступает Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей. Директор музея Лидия Севастьянова рассказала, что колокольные звоны в Каргополе были возрождены в трудные девяностые годы:

– Именно тогда была закуплена звонница для соборной колокольни, и наш первый звонарь Олег Пантелеев обучился у известного звонаря России Ивана Данилова. С тех пор прошло много лет, и можно с уверенностью сказать, что фестиваль «Хрустальные звоны» вносит огромный вклад в возрождение, развитие и популяризацию колокольных звонов России.

Лидия Севастьянова также поблагодарила губернатора и правительство Архангельской области, администрацию района за поддержку этого фестиваля и подчеркнула, что без неё такой масштабный проект был бы попросту невозможен.

Кроме звонарей, в «Хрустальных звонах» принимают участие творческие коллективы и мастера ледовой скульптуры. Последним в этот раз пришлось работать в экстремальных условиях. Большинство работ они делали в ночь накануне открытия, чтобы не растаяли до начала праздника.

Завершилась торжественная церемония открытия праздника зажжением огня в ледяной фестивальной чаше. А затем звонари из разных городов и весей продемонстрировали свою «особинку»: гости фестиваля услышали и сравнили московские, рыбинские, нижегородские, архангелогородские, кижские, каргопольские, петербургские и белорусские перезвоны

В рамках фестиваля прошли мастер-классы по народному творчеству, уроки мастерства и концерт-импровизация от звонарей, экскурсии от Каргопольского музея, зимние забавы на Соборной площади.

Кроме того, выступили известные творческие коллективы и исполнители: джаз-ансамбль Тима Дорофеева из Архангельска, группа «Лучина» из Суздаля, хор духовной музыки «Светилен» из Каргополя, хор Валаамского монастыря из Санкт-Петербурга.

Кульминацией культурной программы стал колокольный концерт на Соборной площади в ночь на 19 января. В крещенскую ночь епископ Плесецкий и Каргопольский Александр совершил великое водосвятие.

Была у фестиваля и рабочая программа. Игорь Орлов обсудил с жителями Каргополя возможности развития территории через продвижение традиционных ремёсел, создание здесь арт-резиденции, использование памятников гражданской архитектуры.

Разговор состоялся в «Марусином доме», который в последние два года стал ещё одной точкой творчества и притяжения на карте Каргополя.

Дом на улице Онежской достался Марии Клочевой в наследство от бабушки, пропитанный духом истории, но нуждающийся в серьёзном ремонте. Сама Мария, её мама Людмила Кононова, сыновья Марии – люди творческие, и подход к использованию старинного дома в центре Каргополя нашли нестандартный.

В 2018 году Мария Клочева с проектом «Марусин дом» стала победительницей III Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл», благодаря чему семья отремонтировала здание и организовала в нём креативное пространство для творческих экспериментов. Первым творческим экспериментом стал гастрономический проект «СамоBAR»: гости пекут северные пироги и обрядовое печенье, а потом пьют с этой выпечкой чай.

Очень быстро «Марусин дом» стал площадкой для общения. Здесь собираются на гастрономические мастер-классы, устраивают посиделки, квартирники, семинары, практикумы.

Вторым ярким творческим экспериментом стало создание детского фольклорного коллектива «Кулёмушки», руководит которым Людмила Кононова. Она является собирательницей местного фольклора уже более 40 лет. В её коллекции десятки колыбельных, сотни частушек, хороводные песни, сказки, пестушки. Всем этим богатством она щедро делится с гостями.

В 2019 году Людмила Палладьевна стала победительницей IV Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл» с проектом «Бабушкины сказки». В рамках проекта уже поставлен детский кукольный спектакль «Что такое фольклор?». Мария Клочева в этот раз выиграла грант на реализацию проекта «Сладкие истории». Благодаря ему изготовлены печатные пряничные доски и скалки с тематикой «Каргополь». Гости пекут пряники и дегустируют чай с ежевикой и лофантом. Этот мастер-класс пользуется популярностью у жителей города. Понравился он и главе региона.

Игорю Орлову мастерицы рассказали о различных формах печатных пряников и традиционных рисунках-символах, поделились секретами приготовления теста и предложили испытать свои кулинарные способности. Пряники удались. А под ароматный час с ними вприкуску и разговор завязался.

Уже много лет, как реализует свои проекты Николай Фомин: его парк деревянной скульптуры «Медвежий край» стал брендом города, а мастер-классы по резным наличникам пользуются огромной популярностью. Богат на гостей и музей мастеров Шевелёвых и каргопольской глиняной игрушки.

Как рассказала глава Каргопольского района Наталья Бубенщикова, в районе работает ресурсный центр, специалисты которого готовы оказать помощь в написании проектов, продвижении творческих инициатив, а сами мастера объединяются в ассоциацию.

И в этой творческой среде родилась идея сохранения памятников гражданской архитектуры – ныне расселённых по причине аварийности бывших жилых домов. Они являются объектами культурного наследия, а значит, перестроить или снести их нельзя, но и допускать дальнейшего ветшания и разрушения горожане тоже не хотят. Создание же в них творческого пространства, подобно «Марусиному дому» или мастерской Шевелёвых, чтобы наполнить жизнью, считают хорошим выходом.

– Мы готовы подвести коммуникации, знаем, как обустроить эти дома внутри. Уже пробуем делать проекты, есть разные варианты, но с реставрацией городу без поддержки региона не справиться, – выразила позицию общественников и властей города Наталья Бубенщикова. – Эти дома нельзя терять, без них Каргополь утратит свою аутентичность.

Игорь Орлов инициативу поддержал и предложил один из вариантов решения проблемы: включим реставрацию таких зданий и создание в них своеобразных арт-резиденций как единый комплекс в программу развития Каргополя, которая сейчас разрабатывается.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Михаил МАСЛОВ