В среде экоактивистов новое поветрие: люди заводят в квартирах дождевых червей, чтобы скармливать им пищевые отходы
Уже появились фирмы, продающие червей с доставкой в любую точку страны, и целые интернет-форумы, где держатели червей, называющие себя вермифермерами, обсуждают всякие неожиданности.
Свои и породистые
От варианта с покупкой червей в интернет-магазине я отказалась сразу: ещё замёрзнут насмерть в дороге. Уже собиралась идти в рыболовную лавку. Но тут на одном из форумов наткнулась на координаты архангельской компании, имеющей своё «производство» породистых червей. На форуме сидели в основном дачники и рыболовы, первые покупали архангельских червей ради разведения на грядках, вторые – для зимней рыбалки.
Я позвонила в компанию и объяснила, что мне нужны черви породы «Старатель», но не для разведения, а для утилизации пищевых отходов. Представитель заметила, что разведение всё равно «получится само собой», потому что уже на второй месяц черви начнут плодиться, и к концу третьего месяца их поголовье удвоится. И настойчиво порекомендовала посмотреть перед покупкой их обучающий видеоролик, «где всё разложено по полочкам».
После ролика я снова взбодрилась. Я поняла, что буду делать с расплодившейся оравой червей. Потому что можно просто выпустить «Старателей» весной во двор, и они не погибнут потом с приходом архангельской зимы. По крайней мере, в ролике пообещали: при падении температуры до +4° этот червь прекращает есть и находчиво впадает в кому – до весны.
А также стало ясно, почему обычно продают червей семьями примерно по 1,5 тысячи особей. Оказывается, семьями, где есть старшее поколение, среднее и младшее, включая «младенцев» в коконах, они лучше адаптируются на новом месте. И тогда их гумус, ценный «побочный продукт», натуральное удобрение для растений, можно получить уже в течение первых двух месяцев.
Ну и самое главное, советовали класть червям только отходы растительного происхождения, а также бумагу и опилки, хотя к двум последним, как оказалось, червя ещё нужно приучать – класть по чуть‑чуть и не ждать быстрого результата.
В остальном, уверяли архангельские червеводы, «Старатели» адаптируются самостоятельно. Например, сами поделят предоставленное жильё на зоны: верхнюю «кухню», среднюю «спальню» и нижний «туалет», где будет скапливаться будущее удобрение, чего никогда не сделают их нецивилизованные собратья.
Итак, купила я коробку «Старателей», привезла домой, заглянула – и никого не увидела. Только компост из прелых листьев, и чуть‑чуть попахивает навозом. Как советовали в ролике, порезала «в щепки» очистки от овощей, выложила в коробку слоем не больше сантиметра, спрыснула водой и накрыла сверху туалетной бумагой, которая должна защитить от плодовой мушки и стать лакмусовой бумажкой успеха: примутся черви за бумагу – значит, перешли на наш корм, можно добавку класть.
Ждём сутки, ждём трое – бумага в сохранности. И по очисткам тоже непонятно: свёкла стухла, картофельные шкурки высохли. Муж с дочкой переживают:
– Может, им дует? А может, им сладкое что‑нибудь дать? Например, кожуру от банана?
И, главное ведь, не слышно их: бесшумные они, эти черви, и вовсе непонятно, едят они там, плодятся или погибли? Зато расплодились плодовые мушки. А под очистками стали появляться тонкие белые червячки – может, ещё какие‑нибудь паразиты?
Таких в мире – пятьдесят
Я решила позвонить в компанию, где покупала «Старателей», и выяснить, всё ли я делаю правильно, у руководителя Геннадия Иванова, учёного, который занимается разведением земляных червей у нас на Севере с 2004 года.
– Чем хорош Север? Когда природные условия на грани фола, это как раз та среда, где хорошо отрабатывать новые технологии. Потому что, если технология в малейшем неправильная, это будет сразу очевидно: всё на раз погибнет, – пояснил свою деятельность Геннадий Иванов.
У него есть собственные технологии утилизации отходов, органических и не только, и на уровне червей, и на уровне личинок насекомых, и на уровне бактерий, а также совмещённые. В прошлом году одна из них победила в двух московских конкурсах как самая экологическая технология по утилизации органических отходов, а в этом году – как самая эффективная инновационная технология по отходам в сфере ЖКХ.
В редакцию Геннадий Анатольевич приехал после очередного совещания в Москве по проблеме утилизации 6,5 миллиона тонн отходов, оставшихся после закрытия ЦБК на Байкале. Там собираются опробовать его технологию на основе червей и бактерий.
– Эта технология позволяет уже через три месяца снизить содержание в почве особо токсичных групп металлов в 18 раз. А через полный цикл – полгода – эту почву уже можно использовать для выращивания растений в пищу человека, – рассказал Геннадий Иванов.
По его словам, сегодня в мире всего пятьдесят специалистов «по червям», и он – один из них.
Праздники – тяжёлое время…
Белые червячки, которые у меня «завелись», оказалось, совсем не паразиты, а малыши «Старатели». Если положить сладкое (для червей это кожура и остатки фруктов), то первыми выйдут поесть как раз они, объяснил Геннадий Анатольевич. Взрослые их пропускают: у червей всё лучшее детям.
– Нельзя бросать червям остатки рыбы и мяса, молочные продукты тоже не советую: пойдут плесневые грибы. Нельзя всё, что содержит мучное: остатки хлеба, макарон, блинов. А ещё нельзя много пряной зелени. Я всегда объясняю: представьте, вам в тарелку шарахнуть кучу укропа – ведь есть будет невозможно! А червяк к тому же обладает обонянием на несколько порядков выше, чем человек. Он чувствует запахи всей поверхностью тела, – рассказал Геннадий Анатольевич. – Из-за резких запахов червям нельзя класть также очистки от апельсинов, мандаринов, лимонов. Я особенно делаю упор на цитрусовые, поскольку впереди новогодние праздники – тяжёлое время для домашних червей. Чего им только не накидают с новогоднего стола!
Кстати, в интернете пишут, что некоторые «домашние» породы червя едят всю жизнь только то, что ели «в младенчестве». Иванов сказал, что это ерунда. Но если резко поменять корм, любой породе будет дискомфортно. Поэтому он советует менять рецептуру не более чем на десять процентов в неделю.
Я поинтересовалась у учёного, как он относится к вермикомпостерам из стеклянных банок и пластиковых комодов.
– Даже пищевой пластик, который не служит отравой, не пропускает воздух. И если глубина пластикового лотка 40 сантиметров и больше, в нём кислорода нет, и червь задыхается. Некоторые советуют делать в пластике отверстия для вентиляции. Но для червя это всё равно будет тюрьма, – сказал Геннадий Анатольевич.
Лучше всего, по его словам, держать червей в ящике из древесины не хвойных пород, потому что хвойные для червя – слишком пахучие. Тогда и крышкой можно накрыть, деревянной или картонной. В среднем черви живут 14 лет, а когда умирают, разлагаются уже в течение полутора суток, поэтому чистить ящик не придётся.
Кстати, на Западе, где тоже мода на червей, разрабатывают дизайнерские домики, но они очень дорогие.
И всё‑таки главный для меня вопрос: сможет ли червь стать полноценным утилизатором органики в среднестатистической семье? Потому что я, со своими полутора тысячами червей, продолжаю выносить своё пятилитровое мусорное ведро.
– Чтобы скармливать без остатка пищевые отходы, семье из трёх-четырёх человек понадобится примерно десять семей червя, то есть 15 тысяч особей. И для их содержания нужен ящик примерно таких параметров: метр в длину, полметра в ширину и полметра в высоту; выше делать не стоит, – сказал Геннадий Анатольевич. – Это в принципе не проблема, это возможно. Но меня беспокоит, что у нас сейчас экологичный образ жизни – это в большей степени мода, и это может вылиться в то, что в вермикомпостеры наиграются и бросят…