01.11.2019 17:44

Владимир Бохан. Восемь правил успешного бизнеса

Владимир Бохан. Фото автора

В Архангельской области реализуется национальный проект «Поддержка МСП и индивидуальной предпринимательской инициативы»

Втечение ближайших месяцев 15 региональных амбассадоров – послов доброй воли и свободного бизнеса – будут делиться своим опытом и знаниями с теми, для кого слова «своё дело» – цель или образ жизни и мышления.

В списке амбассадоров – люди разных возрастов и направлений деятельности. Один из участников проекта – предприниматель с более чем 20‑летним стажем Владимир Бохан.

– Владимир Викторович, в бизнес-среде Архангельска вы один из опытных и деятельных участников. Как правильно представить вас нашим читателям на нынешнем этапе?

– Сегодня для меня имеют первоочередное значение три направления работы: я возглавляю совет потребительского общества «Северо-Западный альянс», являюсь владельцем инвестиционной компании «Горинвест» и занимаюсь стратегическим развитием компаний Архангельской области и не только. Для меня как для инвестора важно видеть потенциал того или иного проекта, и я, естественно, заинтересован в том, чтобы этот потенциал был реализован максимально полно. И 15‑летний опыт стратегического планирования позволяет мне быть полезным и востребованным в этой сфере.

– Насколько я знаю, вы также ведёте бизнес-курсы и семинары, слушателями которых становятся не только состоявшиеся и начинающие предприниматели, но даже и школьники.

– Да, это можно назвать моим бизнес-хобби, которых у меня тоже несколько. Ещё одно, неразрывно связанное с преподавательской деятельностью, – это изучение российских и международных бизнес-сообществ. В каждой сфере есть свои надотраслевые организации – Союз профессиональных строителей, Российский совет торговых центров, Ассоциация парков и производителей аттракционов и так далее. Это своеобразные бизнес-клубы, объединяющие профессионалов, где они могут делиться опытом, находить новые идеи, получать консультации экспертов. И это уникальные сообщества, в которых люди могут легко и неформально быть полезными друг другу.

– А бизнесмены готовы делиться друг с другом секретами успеха?

– Знаете, есть понятие коммерческой тайны и есть определённые принципы выстраивания бизнеса. И если первое – это действительно закрытая информация, то второе – это как раз те знания, которыми люди готовы делиться. Каждый в таком бизнес-сообществе слышит и находит что‑то полезное именно для себя, и это соответствует моим принципам, которым когда‑то научил меня отец, а я, в свою очередь, передаю своим детям.

– Можете поделиться этими принципами, если это, конечно, не коммерческая тайна?

– Совсем не тайна, наоборот, знание этих принципов очень наглядно показывает мой подход к жизни. Этих правил всего восемь:

  • общайтесь с успешными людьми;
  • будьте открытыми;
  • спрашивайте, чем можете быть полезны друг другу;
  • изучайте примеры успешных бизнесов и опыт неудач;
  • формируйте команду из преданных и идейных профессионалов;
  • делайте то, что у вас лучше всего получается;
  • вопросы, которые решаете с неохотой, делегируйте;
  • сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать.

– Какое бизнес-сообщество для вас наиболее авторитетно?

– Их несколько, но, пожалуй, я бы в первую очередь выделил клуб предпринимателей «Деловар», который объединяет более 550 участников из 15 городов России и зарубежья. Для меня это как раз пример успешной модели взаимодействия успешных людей. Понимаете, каждый предприниматель в первую очередь делится положительным опытом. То есть гарантировано, что те вещи, которые обсуждают в сообществе, полезны бизнесу.

– А что, в таком случае, опасно для бизнеса?

– В бизнес-стратегии мне больше всего импонирует то, что она не терпит спешки. Это вдумчивый разбор сильных и слабых сторон, рисков и возможностей. А бизнес-неудачи в большинстве своём связаны с тем, что человек хочет получить много и сразу, и идёт на неоправданный риск. Все успешные компании выстраивают стратегию развития хладнокровно.

– Владимир Викторович, вы видите себя профессиональным бизнес-тренером, кем‑то вроде Тони Роббинса?

– Отвечу так: в мире есть три вида бизнеса. Первый – капиталистический, это то, что принято понимать под бизнесом в России вообще: создание компании и получение прибыли. Второй – это личностный, и это как раз случай с Энтони Роббинсом. Но стоит отметить, что такие люди начинают зарабатывать примерно с 50 лет, когда накоплен достаточный опыт и набран вес в бизнес-среде. Мне пока только 48, так что я не тороплюсь, тем более что есть третий вид бизнеса, и вот он‑то меня интересует в первую очередь. Это интеллектуальный бизнес, примером которого может служить институт Адизеса, который не завязан исключительно на личность своего создателя и может масштабироваться до уровня международной сети.

– Какие из ваших проектов могут быть такими?

– Конечно, большие надежды у меня на развитие клуба «Деловар». Поверьте, уже через год в нём будет вдвое больше участников, чем сейчас. И есть ещё одна идея, о которой я редко рассказываю. Она основана на моём опыте благотворительного проекта «От чистого сердца», в ходе которого мы организовали бесплатный сбор одежды и центр выдачи, где любой, кому это необходимо, мог эти вещи взять. Я хочу вывести этот проект на всероссийский уровень.

– Довольно неожиданный поворот от бизнеса к благотворительности.

– Поверьте, многие бизнесмены с удовольствием участвуют в благотворительных начинаниях, но прежде всего они помогают тем, кому хотят помогать сами. Предприниматели очень не любят, когда им указывают, как и что делать.

– А как же тогда обмен опытом?

– В том и суть бизнес-сообществ, что это обмен именно той информацией, которая интересна собеседнику. Ведь знания нужно передавать и воспринимать системно. За 30 лет российского бизнеса наработано очень много практик. И не запутаться в них помогает чёткое понимание цели. Если такое понимание есть, ненужное отсекается само собой.

– Возможно ли, на ваш взгляд, становление и развитие успешного бизнеса в условиях Архангельска?

– Без сомнений, и сотни успешных примеров подтверждают это. Я сам, несмотря на то что много времени провожу в Москве и Петербурге, не планирую никуда переезжать. Здесь моя родина, моя семья, и никаких барьеров для развития бизнеса в Архангельской области нет. Тем более что сегодня есть большой выбор различных мер поддержки, а Агентство регионального развития становится как раз той самой площадкой, где начинающие предприниматели могут получить всю необходимую помощь от опытных практиков. Так что условия для предпринимательства самые благоприятные.

– В завершение нашей беседы, что лично вы посоветуете начинающим предпринимателям или тем, кто только планирует создать свой бизнес?

– Повторюсь, прежде всего ясно поймите свою цель. Осознайте, чем хотите заниматься и чем не хотите. Не бойтесь делать ошибки, но прилагайте все усилия, чтобы эти ошибки не были фатальными для бизнеса. Выстраивайте стратегию. Обязательно окажитесь в среде успешных предпринимателей и не стесняйтесь спрашивать. Когда люди обмениваются идеями, богаче становятся оба участника диалога.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Эдуард СОКОЛОВ