17.07.2019 12:38

«Важно, что ты хочешь работать»

Роман Доманский. Фото автора

Как достичь успеха и не потерять себя в лабиринтах карьерной лестницы

Первый разговор с Романом Доманским у нас состоялся ранней весной – во время презентации фильма Галины Калининой, которая свой творческий путь начинала в «Правде Севера». Признаться, я удивилась, что человек, далёкий от нашей профессии – Роман возглавляет отделение крупного банка – пришёл тогда в питерский Дом журналистов и даже выступил после премьеры. И подчеркнул, что родом он из Новодвинска…

Тогда родилась мысль возродить рубрику, которая существовала в «Правде Севера» многие годы, и в которой шла речь о земляках, сделавших карьеру и не утративших связь со своей малой родиной. Роман как раз идеально подходил для того, чтобы первый разговор начать именно с ним.

– Роман, вы жили в Москве, сейчас живёте и работаете в Санкт-Петербурге, но так проникновенно говорили об Архангельске и Новодвинске – чувствовалось, что корневая система у вас здесь. Так кем же вы себя ощущаете?

– Жителем Архангельской области. Хотя именно с Новодвинском у меня связана большая часть жизни – здесь я ходил в садик и в школу, окончил индустриальный техникум.

– Вам 34 года, и вы сделали весьма успешную карьеру. За счёт чего обычный новодвинский парень поднялся до уровня высокого профессионала в банковской сфере?

– Если говорить о банковской карьере, то для меня всё началось, когда я учился в ПГУ на факультете менеджмента. Руководитель, который распределял студентов на практику, про меня просто забыл. Стали искать, где работают выпускники факультета, чтобы договориться о моей практике. Так в моей жизни возник банк – совершенно случайно.

– Вы тогда ощутили, что это может стать делом вашей жизни?

– Да, тогда я решил, что хочу стать банкиром. Но первая моя настоящая работа была в пекарне «Поморхлеб».

– Она находилась в Новодвинске?

– Нет, в Архангельске, на левом берегу. А до этого я разносил газеты, у меня неплохо получалось, но затраты по силам и времени были большие, а денег зарабатывал немного. И я устроился заместителем управляющего по сбыту этой пекарни. Ездил по магазинам и предлагал продукцию.

– Видимо, это был хороший опыт общения с людьми?

– Это был очень разнообразный опыт – ведь я следил, чтобы водители вовремя получили продукцию, общался с работниками магазинов, покупателями, с коллективом пекарни. Мне было важно, чтобы наша продукция была качественной, чтобы пользовалась спросом. Поэтому собирал критические замечания и передавал руководству пекарни. В это время я хорошо узнал Холмогорский район – там тоже продавалась наша продукция. А Северодвинск исходил пешком – нам не платили за бензин, я его экономил – приезжал в город, оставлял машину и ходил пешком с утра до вечера. Тогда узнал, что такое северодвинские кварталы… Я был очень благодарен, что меня взяли на эту работу.

– И всё же вы там карьеру делать не стали…

– Я приобрёл очень ценный опыт, но понял, что сама эта работа не соответствует тем знаниям, которые я получал. И я пошёл проситься на любую работу в банк…

– Это было на каком курсе?

– На четвёртом. Помогло, что после третьего курса меня перевели на бесплатное обучение. Это принципиально решило много проблем и стало неким моим личным достижением. Потому что перевестись на бесплатное обучение было ещё сложнее, чем поступить на него.

– Роман, я полагала, что вы всегда были отличником – такое впечатление производите…

– Нет, в школе я был троечником, в техникуме учился лучше, а в университете очень старался.

– То есть те ребята, у которых что‑то сегодня не ладится в школе, должны понимать, что у них есть шанс всё исправить…

– Конечно! Я этим и занимался в университете. А в банк просился на любую работу, даже бесплатно. Мне предложили работу на полставки.

– Учиться в университете и работать в банке было тяжело?

– Было не тяжело, а очень интересно. Банковский бизнес – очень разноплановый. Мне было интересно работать в серьёзной финансовой структуре. Было интересно понять, как проводятся платежи, как выдаются кредиты, как меняется валюта, как работает фондовый рынок, как проходят вексельные операции. Я очень хотел стать настоящим банкиром. Я пытался постичь всё.

– Вы сказали, что были готовы делать любую работу. Что вам предложили тогда?

– Меня взяли, чтобы я научился ремонтировать банкоматы – это была самая насущная проблема, а специалистов ещё не готовили. Но стояло много и других задач. В частности, тогда шло внедрение пластиковых карт. Это был 2007 год.

– Вы научились ремонтировать банкоматы?

– Не успел. Один день решил всё. Руководитель дал мне справочник и сказал, чтобы я обзванивал предприятия и предлагал воспользоваться зарплатным проектом в нашем банке. Я сидел с утра и до вечера и обзванивал организации. Руководитель решил, что это у меня хорошо получается. Первая организация, которую мы перевели на новую платёжную систему, был Кенозерский парк. Я очень волновался, когда шёл к ним, стоял сильный мороз, но я даже шапку не надел – хотелось выглядеть безупречно. Было у меня много других обязанностей – занимался заключением договоров на аренду банкоматов и установкой в магазинах платёжных терминалов. Так я отработал полтора года. В это время в Новодвинске открывалось новое отделение банка, мой управляющий предложил пойти туда руководителем.

– И это была очень быстрая карьера?

– Это супербыстрая карьера! Начальник отделения – это очень серьёзная должность. Ты отвечаешь за все процессы – за кадры, за охрану, за клиентов. А наше отделение обслуживало крупных клиентов, в том числе АЦБК, фанерный завод, здесь ошибки были недопустимы – могли пострадать сотни людей.

– Сомнений не возникало, когда соглашались на такую должность?

– Я тогда сказал управляющему, что ничего не понимаю в операционной работе. Он ответил, что это не страшно: «Главное, что ты работать хочешь». Со временем я уяснил, что это был ключевой момент – не важно, что ты умеешь, важно, что ты хочешь. И он меня назначил на эту должность. Сам для себя я решил изучить операционную работу, попросился в операционный зал, очень много ею занимался, чтобы понять банковские процессы изнутри. Иногда я уж очень глубоко полз, но мне было интересно, И это помогло, когда я поехал тушить пожарную ситуацию в Котласе.

– Что там случилось?

– Произошла смена двух руководителей за очень короткий срок, там был абсолютно дезорганизованный коллектив. Всё работало в настолько опасном режиме, что могло привести к серьёзным ошибкам – и в обслуживании клиентов, и в нарушении инструкции Центрального банка.

– Вам удалось решить эту проблему?

– Конечно! Бизнес-процесс настроили за четыре месяца. Для меня это было очень интересно и важно. Меня отправили в такую ответственную командировку! И я знал, что мне здесь никто не поможет, надо было все проблемы решать самому.

– Сколько вам тогда было лет?

– Мне тогда исполнилось 25 лет, конечно, в банке работали люди гораздо старше меня. Вначале восприняли не очень серьёзно – приехал мальчик. Поначалу были страшные сцены – когда приходили сверять кассу в куртках! Сотрудники одевались, чтобы домой быстрей бежать. Мне говорили – давай по корешкам посчитаем, и всё. Но я просил их вернуться, снять верхнюю одежду, переодеться в рабочую. На работу они вообще приходили в лосинах, свитерах и кроссовках. Они переодевались. И мы полистно пересчитывали несколько раз всю кассу. Всю! После этого коллеги поняли, что работа будет строиться по‑другому.

– Они возмущались и роптали или признали в вас профессионала?

– Люди тянутся или к профессионалу, или к человеку, который хочет работать. И занимается именно работой, а не имитацией процесса. С профессионалом всегда взаимодействовать проще. У нас всё получилось, и я вернулся в Новодвинск. А через год снова отправился в Котлас – по личным причинам там уволился новый руководитель. На этот раз было проще – все процессы уже работали, мне предстояло найти нового руководителя, что я и сделал. Вернулся в Новодвинск, а в феврале 2012 года мне предложили поработать в правительстве Архангельской области.

– Давайте тут остановимся. Как это предложили? Вас кто‑то рекомендовал?

– Вообще, я очень хотел работать в правительстве. Но не мог никому об этом сказать. И не знал, как это сделать. Просто жил с этой мыслью. Это длилось где‑то с 2006 года.

– Видимо, нужен был случай?

– И такой случай подвернулся. Как раз пришёл новый губернатор Игорь Анатольевич Орлов. Я узнал, что он ищет помощника, притом молодого и ни с кем не аффилированного. Я понял, что это мой шанс. Пришёл на собеседование. Там я был не один. Мне сказали, что перезвонят. Через три дня позвонили, объявили, что готовы посмотреть документы. Я их отправил. Потом позвонил мой будущий руководитель, то есть губернатор Архангельской области, сказал, что надо ехать в командировку. Первый мой рабочий день – два часа я поработал в администрации, и мы уехали в Виноградовский, Верхнетоемский районы и Котлас.

– Должность помощника первого лица региона может дать уникальный опыт…

– Потом я понял, что это была самая яркая часть моей профессиональной жизни. Я видел многие нюансы работы губернатора. И понимал, что это не просто важная работа, а сверхважная. Любое его решение очень дорого стоит, а ошибка может отбросить регион на десятилетия, перечеркнуть другие достижения. Она меняет судьбы тысяч людей. Конечно, здесь главное – окружить себя профессиональной командой. Какой бы ни был золотой губернатор, без команды не будет результата.

– Что для вас тогда было самым важным?

– Я понимал, что здесь мой профессионализм заключался в том, что я должен обеспечить комфортную работу руководителю. Я не имел права нигде делиться информацией, полученной во время работы, использовать своё положение для решения каких‑то проблем. Это было бы непрофессионально. В мои обязанности входило собирать обращения людей во время поездок. Расшифровывая их, я очень боялся что‑то упустить – ведь если просьба дойдёт в искажённом виде, люди прежде всего плохо подумают о руководителе региона. Это недопустимо! И они ведь тоже не получат ожидаемого результата. Поэтому я очень старался быть точным и скрупулёзным…

– Это как раз в тему – о профессионализме. Вы как раз показали себя профессионалом и могли бы сделать карьеру, буквально не выходя из здания правительства – у вас было высшее образование, банковский опыт. К тому же столько лет мечтали работать в правительстве, но через год ушли. Что стало причиной?

– Работа помощника губернатора – важный и правильный этап в моей жизни, я получил здесь бесценные знания. Но я хотел расширить свой кругозор, а это можно было сделать только выйдя за рамки того опыта, который я имел. Я подошёл к Игорю Анатольевичу и попросил отпустить меня учиться, получать другую практику. Он меня отпустил, я поступил в Российский экономический университет имени Плеханова, в это же время работал в представительстве Архангельской области при правительстве РФ.

– Здесь уже речь идёт о взаимодействии с федеральными властными структурами. Тоже ведь опыт.

– Конечно! Потом я поработал в банке в Москве, но, признаться, жить мне там не нравилось, я скучал по Архангельску, по чёрной, но прозрачной воде в Северной Двине. В Москве-реке она была серой… И когда мне предложили стать руководителем отделения крупного банка в Санкт-Петербурге, я с радостью согласился. Это ближе к привычной мне среде обитания. К тому же здесь мне предоставлялась большая свобода действий, но также была и большая ответственность. Другой уровень взаимодействия с организациями и с людьми – ведь мы работаем с очень крупными компаниями, в числе которых «Газпром». Это флагманы не только отечественной, но и мировой экономики. Такая работа позволяет наработать принципиально другой опыт и другую организационную культуру. На кругозор очень влияет связь с европейскими странами. Не весь их опыт положителен, но многое можно брать и применять у нас.

– Роман, всё же вы ушли из правительства Архангельской области с мыслью, чтобы получить новый импульс и вернуться. Такие намерения ещё остались, или у вас всё благополучно сложилось в Санкт-Петербурге – как говорится, от добра добра не ищут?

– Мысль вернуться есть, и продолжительное время. Поэтому в Санкт-Петербурге я начал социальные проекты – они проявление моих желаний быть полезным обществу, вернуть тот опыт, который это общество мне дало.

– Знаю, что у вас очень интересный проект по раздельному сбору мусора, для Архангельской области эта тема чрезвычайно актуальна.

– Мне было интересно попробовать это на практике и узнать, какой результат получится – без длинных совещаний, заседаний, планов, обсуждений. Такой проект мы сделали в Центральном районе Санкт-Петербурга, не вложив в него ни рубля. Просто грамотно использовали те ресурсы, которые имеются. В результате – на полигон стало уходить в пять раз меньше бытовых отходов.

– Роман, эта тема интересует и нашу газету, и жителей области, надеюсь, что о вашем опыте мы расскажем отдельно. А вы готовы поделиться им с Архангельской областью?

– Я этот опыт начал в Санкт-Петербурге с мыслью, что, наработав его здесь, предложу также использовать в нашей Архангельской области. Я часто бываю в Архангельске, где живёт мама, в Северодвинске, где живёт сестра с семьёй, там у меня много друзей, часто езжу в Котлас – он стал для меня родным городом…

– Там друзей найти помог тот самый «банковский кризис»?

– Да, и это надёжные друзья, которыми я очень дорожу. Много знакомых в разных районах области – ведь вместе с главой региона я объездил её почти всю.

– Социологи главной национальной угрозой называют то, что у нас в стране судьба народа и судьба элит расходятся. Элиты защищены при любом кризисе, а все тяготы ложатся на плечи обычных людей. Считаете ли вы, что здесь можно что‑то изменить?

– Сейчас у людей большой запрос на достойную жизнь и уважительное к себе отношение. Но любые процессы, происходящие в мире, в стране, в доме зависят от нас. Если есть запрос на перемены – они будут…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО