10.07.2019 15:35

«Это дорогого стоит»

База изначально «затачивалась» под широкий комплекс услуг. Фото Артёма Келарева
Этот гидравлический крепыш способен укладывать груз в 45 тонн на 30 метрах
АТФ всегда славился качественной и вкусной продукцией
Учебно-тренажёрный комплекс «Белокаменка»

Архангельский траловый флот сохранил и приумножил береговую инфраструктуру

Всоветское время предприятия рыбной отрасли развивались комплексно – постепенно прирастали холодильными установками, рыбоперерабатывающими мощностями, цехами техобслуживания. После приватизации новые владельцы судов и рыбных квот, как правило, опрометчиво избавлялись от «непрофильных активов». Архангельский тралфлот едва ли не единственный в России, кто сохранил уникальную структуру, позволяющую компании не просто заниматься обслуживанием собственных судов, но и предлагать качественные услуги другим – будь то рыбопромысловые предприятия, нефтегазовые компании или научные институты.

К моменту приватизации в 2014 году Тралфлот пребывал в предбанкротной коме, значительная часть собственности находилась в залоге. Благодаря новому собственнику, предприятию удалось избежать участи лесозавода № 3. Хотя аналогичный исход, по мнению работников АТФ, уже маячил на горизонте. Стандартные действия владельцев предполагают капвложения в суда – основной производственный актив. Однако новый хозяин одновременно с этим фактически сразу инвестировал ещё и в береговую инфраструктуру. И не прогадал.

Алексей Заплатин– Береговая инфраструктура местами была недогружена, где‑то не работала или была трудно восстанавливаемой, но мы видели её перспективы. Поэтому приняли решение – инвестировать и ремонтировать, – вспоминает генеральный директор АТФ Алексей Заплатин.

По принципу одного окна

Судно, заходящее на Маймаксанский грузовой участок (МГУ, он же рыбный порт АТФ), оказывается в комфортном положении: приём, перевалка, хранение грузов всех видов, швартовые операции. И это далеко не всё.

– Мы предлагаем полный комплекс портовых услуг. Обеспечиваем электроэнергией, Максим Дрегалотопливом, сертифицированной водой, питанием, а рыбопромысловый флот – ещё и промвооружением, – рассказывает начальник МГУ Максим Дрегало. – Действуем по принципу одного окна: судовладелец получает всё необходимое, включая пограничную зону и зону таможенного контроля для обеспечения загранплаваний. У нас также проводятся проверки спасательного судового оборудования.

Суда компании «Доброфлот», доставлявшие в Архангельск по Севморпути дальневосточную рыбу в 2017‑м и 2018 году, разгружались оперативно – 3 000 тонн за пять суток. А уже сейчас МГУ способен выгружать до 900 тонн рыбопродукции в сутки. Такие высокие темпы – редкость для России. Этим летом здесь вновь ожидают два доброфлотовских судна с горбушей, кетой и неркой. Разгружаться они будут ещё быстрее прежнего, и вот почему.

В причальном крановом хозяйстве – пополнение: к трём исполинам, работающим с грузами до шести тонн, добавился гидравлический крепыш, способный спокойно укладывать груз в 45 тонн на 30 метрах. Его заказали в Китае для перевалки генеральных грузов (МГУ расширяет список предложений). Сделан кран из специальной стали, предусмотрен подогрев гидравлики.

Для того чтобы работать с генеральными грузами было удобнее, были построены дополнительные погрузочно-разгрузочные площадки. Немалые инвестиции потребовались для реконструкции промышленных холодильников: заменили полы и обшивку, закупили оборудование, создали буферную зону, где взвешивают и маркируют рыбу.

На МГУ построили новую газовую котельную, а ещё парк техники подразделения пополнили десятитонные погрузчики. В целом модернизация участка обошлась более чем в 240 млн рублей.

Пришлось попотеть

База технического обслуживания, расположенная напротив МГУ, когда‑то строилась для собственных нужд Тралфлота, а со временем оказалась востребованной у других компаний и организаций. В эти дни у причала БТО можно увидеть флот совершенно разных судовладельцев. Одно из судов только что прошло суровую «ринопластику» – ему поменяли повреждённую носовую часть. Стоящий по соседству танкер получил заводской ремонт с докованием. В самом доке красуется гидрографическое судно «Григорий Михеев».

Чтобы добиться признания у заказчиков – пришлось попотеть. Ещё в 2014 году половина причальной линии была выведена из эксплуатации, и сама база в перспективе могла покрыться паутиной. Но при новом собственнике были обследованы и отремонтированы все причалы.

Сергей Мальгин– Была проведена масштабная реновация причалов, чистка дна, и теперь мы готовы к приёмке большего количества судов, чем прежде, – констатирует директор БТО Сергей Мальгин.

База изначально «затачивалась» под широкий комплекс услуг – ремонт судовых корпусов, дизелей, технологического и радионавигационного оборудования, очистку, покраску и другое. Чтобы повысить качество работ, за последнюю пятилетку существенно обновили инструментарий. Новыми станками обзавелись слесарный и трубопроводный участки. Приобретён лазерный центровщик, позволяющий быстрее ремонтировать механизмы. Появилось на заводе высокопроизводительное сварочное оборудование KEMPPI, динамометрические ключи, система водоструйной очистки корпуса и другие новшества. Инвестиции в БТО с 2014 года достигли 62 миллионов рублей.

Результат не заставил себя ждать. Количество заказчиков и объём работ существенно выросли. Причём не только по линии ремонта: появились заказы и на малое судостроение, и монтаж технологических конструкций. И сейчас БТО участвует в конкурсах на строительство оборудования для освоения месторождений нефти и газа в Арктике.

Впрочем, это не предел модернизации. В цехах монтируются новая система вентиляции и система отопления, позволяющая регулировать температуру воздуха в зависимости от времени суток и смен. А самое главное – БТО готовится к расширению главного кормильца – дока. Ведётся ремонт существующего дока – замена палубы, корпусных конструкций и т. д. Но для того чтобы расширить возможности базы, дать ей более ровную загрузку, необходим второй док. Благодаря этому расширится линейка судов для ремонта: если сейчас на БТО принимают суда длиной до 90 метров, то в новом доке смогут латать и 150‑метровых гигантов.

Что интересно, бригады БТО работают не только для нужд Тралфлота, но и других предприятий. Поэтому, учитывая востребованность специалистов, штат из 90 человек в перспективе расширится.

Вкусное производство

АТФ всегда славился качественной и вкусной продукцией. К слову, треска в масле, сельдь «По-домашнему» с луком и укропом и нарезка скумбрии холодного копчения в этом году участвуют в конкурсе «100 лучших товаров России». А производят эти деликатесы здесь же – на Маймаксанском участке: рыбоперерабатывающий завод находится по соседству с МГУ.

Ещё в 2001 году германская компания EMF построила для архангельского предприятия новое производство. Работают в компактных цехах около 20 человек. Этого достаточно, чтобы обеспечивать непрерывный поток готового филе, пресервов, рыбы горячего и холодного копчения и других вкусностей.

На предприятии внедрён стандарт безопасности продукции НАССР – неизменное требование крупных торговых сетей. Чтобы не снижать планку качества, здесь и сейчас не забывают о техперевооружении. Приобретена камера дефростации, нужная для соблюдения корректного режима разморозки рыбы, и современная камера вяления. Новая испанская упаковочная машина ULMA Packaging для мороженой рыбы способна выдавать 50 упаковок готовой продукции в минуту. Что ещё немаловажно, на производстве модернизировали систему вентиляции.

Татьяна Галактионова– За последние годы в развитие производства было вложено около 45 млн рублей. Инвестиции позволили увеличить производительность. Например, дефростация возросла с пяти тонн в сутки до десяти тонн. После модернизации системы вентиляции улучшился микроклимат, – рассказала директор рыбоперерабатывающего завода Татьяна Галактионова, добавив, что следующим значимым этапом модернизации станет переход от ручного труда к механическому.

Что ни день, то спасательная операция

Ещё один объект маймаксанской гордости АТФ – учебно-тренажёрный комплекс «Белокаменка», который этом году отмечает 40‑летие. Он уникален не только для Северо-Запада, но и всей России и включает в себя навигационный тренажёр, тренажёр связи и специальное учебно-тренажёрное судно. Повышать квалификацию сюда приезжают плавсоставы со всей России, даже с Дальнего Востока.

Михаил Щукин– В России осталось очень мало учебных судов. Благодаря новому руководству и коллективу, который всегда ратовал за сохранение комплекса, занятия и тренировки для слушателей проходят в условиях, приближённых к реальным. Это дорогого стоит, – говорит директор центра Михаил Щукин.

За год через центр проходят тысячи специалистов. Штурманы, судоводители отрабатывают навыки – выполняют задания на муляжах аппаратуры, подают сигналы бедствия, управляют виртуальными судами на мониторе.

Само судно «Белокаменка» когда‑то служило на зверобойно-рыболовном промысле, а теперь здесь что ни день, то спасательная операция. Моряки и рыбаки учатся, как действовать и выживать в экстремальной ситуации. Обстановка – максимально приближённая к реальной. Для этого здесь есть всё – различные шлюпки и плоты; бассейн, где отрабатывается навык ликвидации пробоин разных конфигураций; помещения с задымлением – имитацией пожара и многое-многое другое.

Есть на судне и оборудованные классы для проведения теоретических занятий, но самое важное, – занятия ведут опытнейшие капитаны и старпомы Тралфлота. Они передают свой бесценный опыт новым поколениям российских моряков.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Вадим РЫКУСОВ