Книга называется «Великий счастливец». Её формат автор обозначил следующим образом: «Биография Фёдора Абрамова. К столетию со дня рождения писателя 1920–2020».
В чём уникальность этой книги? При обилии изданий, посвященных жизни и творчеству Фёдора Александровича, никто не написал полную биографию писателя. Об этом говорит в предисловии и сам автор, как и о том, что за такую работу, первую в своём роде, он «не без робости взялся».
Конечно, чтобы написать столь многогранный труд, требовались годы. Сергею Николаевичу помогло то, что материал, посвящённый жизни и творчеству Абрамова, он собирал 35 лет. И в его архиве есть документы, которые читал только он.
Этот сложный исследовательский материал автор объединил в главки, по стилю близкие к газетным публикациям. Что и закономерно: Сергей Доморощенов – журналист, долгое время работал в «Правде Севера», а отрывки из будущей книги тоже публиковались на страницах газеты. К тому же такая подача помогает восприятию обширного материала – ведь, рассказывая биографические этапы жизненного пути писателя, автор книги также даёт анализ тех или иных поступков Фёдора Абрамова, выбора того или иного решения, которого требовала ситуация. И, конечно, речь идёт и о его творчестве, которое было результатом его жизненного опыта.
Собеседниками автора и экспертами выступают историки, литературоведы, краеведы, архивисты, писатели, театральные режиссёры, актёры, земляки Фёдора Абрамова, люди, его близко знавшие – прежде всего, это Людмила Крутикова-Абрамова. Сергей Доморощенов специально ездил в Санкт-Петербург, чтоб пообщаться с Людмилой Владимировной. И так получилось, что это было её последнее интервью…
Для нас особенно важно, что Сергей Доморощенов анализирует отношения «Правды Севера» и писателя. Он приводит слова бывшего секретаря обкома партии по идеологии Юрия Сапожникова из его воспоминаний, опубликованных в «Правде Севера» 27 марта 1997 года. Сапожников «с горечью отметил», что «порой не складывались отношения газеты с Фёдором Абрамовым. «Мешали наша идеологическая зашоренность, необоснованное недоверие к читателю – мол, не поймёт трудных проблем, поступится желаемой идейной позицией». Сапожников подчеркнул, что «за обидное для замечательного писателя и всех читателей замалчивание его острой деревенской публицистики основную вину должны взять на себя руководители области».
«Правда Севера» на протяжении всего своего пути не раз в той или иной мере испытывает подобное давление со стороны властей, а порой и грубое вмешательство в её информационную политику, что разрушает доверие людей и к газете, и к власти. Но вот покаяние по этому поводу сделал пока только бывший секретарь обкома КПСС. Ценно, что оно связано с именем Фёдора Абрамова. Потому, что замалчивание основной областной газетой того, что было важно людям, ранило и самого Фёдора Александровича. В книге приводятся его слова по этому поводу, сказанные на встрече в «Останкино»: «… я надеюсь, что когда‑нибудь при моей жизни (или после) у меня с «Правдой Севера» тоже отношения будут хорошими». По-настоящему они такими стали – увы – после смерти писателя. Хотя Сергей Доморощенов подчёркивает, что журналисты газеты во все времена рассказывали о творчестве Фёдора Абрамова и поддерживали его.
Конечно, этот исследовательский труд ценен и сам по себе, но он является и «ложкой, которая дорога к обеду», то есть именно сейчас к изданию гарантирован повышенный интерес, ведь оно приурочено к столетию Фёдора Абрамова. Книга издана на грант губернатора Архангельской области, вышла в Архангельском издательстве «КИРА». Правда, тираж маленький – всего 330 экземпляров – на столько хватило средств. Обложку книги оформил художник из Мезени Александр Тярин.
Известно, что Абрамов называл себя великим счастливцем, потому что не погиб в Великую Отечественную войну. Автор пишет, что он великий счастливец и потому, что познал читательскую любовь. Добавим также, что его можно назвать счастливцем и потому, что у него есть столь серьёзные и вдумчивые исследователи.