21.06.2019 09:10

На вершину планеты – пять раз за лето

Туристы ледокола «50 лет Победы» на Северном полюсе. Фото из архива Михаила Корельского
Главная ответственность Михаила Корельского – безопасность арктических туристов

Инспектор национального парка «Русская Арктика» Михаил Корельский отправился на Северный полюс в тридцать четвертый раз

С Михаилом Корельским мы познакомились семь лет назад на борту научного судна «Профессор Молчанов». Тогда и сам теплоход не был широко известен как «Плавучий арктический университет», и на опорных пунктах парка в бухте Тихая и на мысе Желания полноправным хозяином был белый медведь.

В составе группы егерей Михаил участвовал в экспедиционном рейсе, чтобы через три недели сойти на берег на Новой Земле. Это было первое и, по сути, экспериментальное плавание со студентами на борту. Прежде чем практиканты САФУ отправятся на острова, территорию осматривали сотрудники «Русской Арктики» и оставались на страже весь период полевых работ. Сам вид вооруженных людей настраивал местных обитателей – белых медведей – на мирное соседство с юными исследователями Арктики.

Оберегая туристов

Коротая вечера за чашкой кофе, члены экспедиции узнали из рассказов Михаила, что в Заполярье он попал еще в 2001 году, когда работал в государственном заказнике на Земле Франца-Иосифа. И что удивительно, в том же году впервые побывал на Северном полюсе. С тех пор «заболел Арктикой»; не раз оставался с полярниками на зимовку, с коллегами-инспекторами патрулировал бескрайние безлюдные просторы. Когда в 2011 году во вновь образованный нацпарк «Русская Арктика» его пригласили на должность специалиста по экологическому просвещению и туризму, Михаил согласился не раздумывая: «Здесь, на Крайнем Севере, я нашел себя, нашел дело, которому могу служить всю жизнь».

Немного позже довелось встречаться с Михаилом на острове Гукера, на острове Чамп, на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, на мысе Желания, северной оконечности архипелага Новая Земля. И никогда – в родном для нас обоих Архангельске. Не зря говорят, что наш город – большая деревня; совсем неожиданно увиделись с ним посреди улицы и, как оказалось, накануне его командировки в Мурманск, на ледокол «50 лет Победы». Конечно же, захотелось услышать подробности.

Ледокол-атомоход отправился 13 июня в высокую Арктику – на архипелаг Земля Франца-Иосифа, а затем на Северный полюс. На нем помимо туристов в море выходит группа сотрудников парка «Русская Арктика», среди которых и Михаил Корельский. С прибытием на территорию нацпарка специалисты продолжат научные, изыскательские и реставрационные работы, а Михаил продолжит рейс в составе экипажа ледокола. Его задача – сопровождать туристов во время высадок на ледовое поле или на острова, обеспечивать их безопасность при появлении крупных хищников.

Дорогое удовольствие

На ледоколах «50 лет Победы» и «Ямал» к Северному полюсу он ходит с 2013 года. Всего за время работы в высоких широтах на вершине планеты он побывал уже 33 раза. Улыбается: «Это полярный путешественник или научный исследователь может побывать на Полюсе единственный в жизни раз, а мне предоставляется такая возможность пять раз за лето». Откровенно сказать, прогулка по Арктике – дорогое удовольствие, стоимость путевки на одиннадцать дней путешествия – от 30 тысяч долларов и выше. И потому туристов – наших соотечественников на борту атомохода немного. Пассажирские каюты заполняют по виду совсем небогатые европейцы, австралийцы, американцы, граждане Китая, Кореи, Японии.

Желающих побывать на Северном полюсе много; пустующие пассажирские места в рейсе на Северный полюс – редкость. Маршрут ледокола проложен так, чтобы максимально быстро достичь границы льдов: морской болезни подвержены, как правило, все, кто впервые отправляется в плавание. На переходе туристы знакомятся с ледоколом и экипажем, проходят инструктаж по правилам нахождения на территории нацпарка, также для них устраивают выставки, конкурсы.

Как‑то однажды Михаил предложил группе туристов заняться художественной лепкой, с тех пор в умелых руках из глины и пластилина появляются фигурки белых медведей и моржей. Но основная работа для него начинается по прибытии на Северный полюс. Когда одновременно на лед сходит более сотни человек, нужно быть предельно внимательным. Праздничный обед в точке 90 градусов северной широты, полеты над ледоколом на вертолете объединяют путешественников, обычно они держатся вместе. Но всегда найдутся один-двое, кто захочет устроить фотосессию вдали от других, или другие, кто, рискуя собой, забирается на самый высокий торос.

Не оставить следов

Обычно на обратном пути ледокол прокладывает курс в проливах Земли Франца-Иосифа и делает остановки в наиболее интересных местах. Известно, к примеру, что белые медведи облюбовали западный берег острова Греэм-Белл, залежки моржей всегда можно обнаружить на южной косе возле острова Хейса, «птичий базар» – в бухте Тихая на скале Рубини. Лодки-«зодиаки» с туристами подходят к таким местам максимально близко, но с одним условием – не беспокоить животных и птиц. Михаил обязан за этим строго следить, как и за тем, чтобы после туристов на воде, на берегу, на льду не оставалось следов их визита.

Бывало, что инспекторы, выполняя служебные обязанности, становились заботливыми опекунами. Михаил поделился воспоминанием:

– В 2015 году мы с группой туристов из Индии вертолетом высадились на остров Рудольфа. По программе полета у них было минут 15–20 для прогулки у подножия ледника, после чего надо было возвращаться на ледокол. Сильный туман накрыл всё вокруг почти мгновенно, и мы семь часов оставались на острове. Путешественники легко одеты, все замёрзли. Мы отдали им свои термосы, грелки, в вертолете нашлась кое‑какая одежда и одеяла; как могли согревали гостей из тропической страны. Когда туман рассеялся, мы смогли вылететь и благополучно вернуться в каюты. В итоге все остались живы-здоровы. Замечу, погода в Арктике изменчива: задержись мы еще буквально на полчаса, остались бы на острове до следующего утра.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ.