А Северо-Западный рыбопромышленный консорциум готовится к строительству серии краболовов
Старейшее рыбопромысловое предприятие Поморья продолжает модернизировать флот. В конце прошлого года на Выборгском судостроительном заводе был спущен на воду траулер-процессор «Баренцево море», ставший головным в серии из четырёх судов проекта КМТ01. 17 мая 2019‑го у поморских рыбаков и выборгских судостроителей появился новый повод для гордости – со стапелей верфи сошёл второй серийный сверхсовременный траулер. Он получил название «Норвежское море».
Траулеры проекта КМТ01 имеют ледовый класс – у них усилен корпус: суда будут вести промысел донных пород рыб в условиях Северного рыбохозяйственного бассейна. Помимо траловых комплексов последнего поколения устанавливаются высокотехнологичные перерабатывающие мощности. Отсюда второе слово, описывающее тип судна, – «процессор».
В отличие от обычных траулеров, процессор не просто ловит рыбу и транспортирует в порт, а ведёт её полную переработку. Такое судно может принимать на борт для переработки сырьё у других судов. Прямо в море готовится филе, тресковая печень, рыбий жир, мука и консервы. Мощность переработки – до 160 тонн рыбы в сутки. Самая настоящая плавучая фабрика!
В 2014 году АТФ вошёл в некоммерческое партнёрство «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум». Новые собственники дали вторую жизнь архангельскому предприятию, находившемуся к тому моменту в глубоком кризисе. СЗРК объединяет рыбодобывающие предприятия Северо-Запада в единую профессиональную организацию. Консорциум имеет один из самых больших в Северном рыбохозяйственном бассейне флотов.
Правда, как замечает гендиректор АТФ Алексей Заплатин, сейчас СЗРК использует суда, период эксплуатации которых составляет около 30 лет. Но средний возраст судов будет снижаться. Консорциум запланировал построить в Выборге десятку краболовов-процессоров. Опытный образец строится на турецкой верфи «Терсан». В марте 2019 года уникальное судно, получившее название «Зенит», было спущено на воду.
В чём его эксклюзивность? Прежде рыбаки в качестве краболовов эксплуатировали траулеры и другие виды судов, перепрофилированные под краболовные нужды. Эксклюзивный краболов-процессор был спроектирован и построен специально для СЗРК.
– Это трёхсторонний проект, в котором участвуют Северо-Западный рыбопромышленный консорциум как заказчик, судоверфь «Терсан» – как строитель, и Выборгский судостроительный завод – как компания, которая будет строить серию из десяти аналогичных краболовных судов и с которой уже были подписаны соответствующие контракты, – говорит исполнительный директор СЗРК Сергей Несветов.
Документация для строительства серии краболовов готова, на выборгской верфи давно ждут закладки головного судна серии. Но и СЗРК, и другие рыбопромышленные компании Северного бассейна не испытывают полной уверенности в том, что правила игры вновь не изменятся.
«ПС» посвятила немало публикаций аукционам на краба, ломающим принятый ранее исторический принцип распределения водных биоресурсов. События последних 20 лет показали, что аукционы ничего хорошего отрасли не принесли, наоборот – с их введением наступили тяжёлые времена. И больше всего рыбаки сейчас опасаются введения аукционов на рыбу. Все приморские регионы заявили о том, чем это грозит.
Озабоченность рыбаков и приморских властей затрагивалась 16 мая во время рабочей встречи врио губернатора Мурманской области Андрея Чибиса с премьер-министром Дмитрием Медведевым.
– Дмитрий Анатольевич дал поручение убрать пункт про рыбу из Плана мероприятий по развитию конкуренции. Это значит, что новый порядок распределения квот не будет распространён на рыбу. Очень важная для Мурманской области новость! – рассказал Чибис на своей странице в соцсети о результатах встречи.
Что ж, будем надеяться, власть сдержит обещание, а рыбаки и судостроители продолжат начатое.