07.03.2019 09:08

Пенсию получили – и погнали!

«Сузёмье» на Пинеге
Спектакль «Махонька»
Вот как надо кланяться!

Театр поморской культуры «Сузёмье» побывал на гастролях в Пинежском районе

«Сузёмье» – не простой коллектив, это самый настоящий театр. Они не только поют песни, былины, сказы, скоморошины и плачи, но и показывают старинные обряды. Ведь каждая песня была к чему‑то приурочена – к свадьбе, сбору урожая. Артисты считают, что если просто петь старинные песни – это будет не очень понятно. Поэтому всегда всё показывают в действии. И даже рассказывают – для чего та или другая песня. А порой на представлениях угощают северными блюдами – пироги пекут и пиво варят.

Душой выйти трудновато

– А интересно было на родину съездить, показать себя. Есть ведь верхняя, средняя и нижняя Пинега, мы поехали на нижний куст, а пока репетировали, нас пригласили в Пинегу. Своих мужиков запрягли, автобуса‑то нет, вот они на машинах нас и возили. Спонсор? Ну да! Пенсионный фонд – «спонсор». Пенсию получили – и погнали, – хохочут женщины.

Начали свою гастроль артистки с Пинеги. У них была готова программа памяти Марии Кривополеновой, вот её и представляли. Организаторы концерта сомневались – придут ли люди на фольклор?

– Мы ж не знали, как былины воспримут. Зашли в гардеробную, не смеем глянуть за сцену. А там – полный зал. Сидят, слушают, сначала настороженно так… Трудновато было туда выйти, душой‑то. А потом зал как раскрылся! Стало всё едино, и петь стало легче, и песни принимали, кто‑то подпевал, кому‑то нравилось, махали. После концерта никто и не ушёл, пока не высказали своё мнение.

– Мы показывали былину «Вавила и скоморохи», захотели её подать по‑нашему, не так, как обычно. Зрители потом удивлялись – мы былину эту знаем, но сейчас совсем по‑другому её восприняли, мы её увидели, она нарисовалась! – объясняет руководитель коллектива Елена Оводова.

– Просто читать её скучно, особенно если не владеешь этим языком… Каждая женщина своего героя по‑особому обыгрывала. И ещё и веселили между сценами – песнями, тоже кривополеновскими. То есть мы на сцене час двадцать, не уходя, очень живо всё, – рассказывает Ольга Клевакина. – А песни‑то старинные как бабушки в первых рядах подпевают! Есть ведь люди, которые ещё помнят. Сидят, плачут, поют…

После концерта зрители принялись выяснять – кто из какой деревни родом, у кого родственники здесь, у кого – в Покшеньге.

– На сцене стоим, по залу идёт бабуленька с клюшкой, еле‑еле идёт. Поднимается к нам – я, говорит, пообниматься с вами со всеми хочу. Вот и обнимаемся.

Из зала кричат: «Ты с какой деревни?»

– В Ясном публика помоложе была, это молодой поселок, а туда даже из Карпогор приехали. Мы выступили в одном месте, в другом, люди звонят друг другу: «Подите‑ка на спектакль, они сейчас в Пиринеми выступать будут!» Фанаты появились, ездили за нами, – смеются женщины. – Так бывает, в Сибири вот выступали, и в Норвегии, так там тоже по всем площадкам поклонники ходили, подпевали».

– В чём наша суть? – рассуждает Елена Оводова. – Мы обратно приносим то, что у них исчезает. Они ведь стремятся что‑то возродить. Хорошо, конечно, что есть телевизор, но он оглушает. Там запоют – с первого раза уже можно передразнивать. А наши песни месяцами и годами учить надо. Кривополенову как сейчас показывают? Только лёгкие сказочки, в былины‑то уже никто и не вникает. Честно скажу, очень трудный материал для работы. Но нам очень нравится.

– Да! – подхватывает Галина Волкова. – Вот в Пиринеми выступали – старинная деревня, там очень много было певуний. У них накануне был концерт, а вы понимаете, что такое в деревне два дня подряд концерты? Но народу пришло – полный зал. Приняли замечательно. Глубиночка – женщины подпевали громко! Потом спрашивают: как давно поёте? Лена им отвечает: «Пойте тоже – не сидите дома, пока ещё поётся и знаете песни». Из зала кричат: «Ты с какой деревни? А ты с какой? Погоди, угадаю! А твой отец был Яков?» «Ну да, – отвечаю, – Якова Фомича дочка». И очень волновались. Потому что в своём отечестве очень трудно выступать, тебя и твоих предков с малолетства все знают до седьмого колена. И у них гордость – эта‑то наша! Поэтому сложно и… ответственно.

Горошинки подрастают

Коллектив «Сузёмье» – чисто женский. Но в спектакли, естественно, берут и детей, и мужчин. Если того потребует сценарий.

– Своих мужиков приглашаем. Все свои – согласные, верные, ждут дома, всегда помогут. Что положено, то и делают. Вещи носят, за баранкой сидят, кормят да поят, на спектакле всё установят, с внучатами сидят, – рассказывает Елена Оводова. – Сейчас идея есть очень интересная, пока – тайна. Но позарез надо франтоватого молодого мужика. Хотя дело наше, конечно, в основном‑то женское. Мальчики у нас есть, внуки, зуйков играют. Но мы можем и свадьбу без жениха сделать, и проводы рекрута без рекрута. Из зала выведем, да и всё. Доведём парня, проникнется, стоит, да и заплакать может! А потом подойдет и скажет: «Вы меня в следующий раз тоже приглашайте, только слова дайте».

– Внуков и детей своих привлекаем, на съезжих праздниках особенно, – соглашается Екатерина Кобылина. – Вон у Анны две дочки – шесть и четыре года. Горошинки. Петь‑то не умеют пока, а кланяться научили их. Так они кланяются лучше всех!

– Внучка у нас выросла одна на фольклоре и диплом защитила по этой теме. Сейчас новая смена подрастает. Это всё равно проявится, наше зерно культурное. Человек шесть детей у нас точно есть, – улыбаются артистки. – И грамот полный шкаф! Ещё сколько роздано. Ни в один‑то чемодан не влезут. Выдадут, и не знаешь, как везти?

– Иногда бывает так. Съездим в глубинку, выступим, проходит время, и складывается ощущение, что наш концерт дал толчок, люди стали просыпаться, – рассуждает Галина Волкова. – На Пинеге сейчас всё заиграли, показывают обряды какие‑то, произведения разыгрывают. Возвращается исконное‑то… Вот и надо найти то зёрнышко, от которого всё растёт. Дай Бог, чтобы этот толчок произошёл и с нашим малым участием.

Пожалуй, такая задача теперь у «Сузёмья». А что? Получилось же это у знаменитой певуньи Марии Кривополеновой по прозвищу Махонька. Поют-сказывают жонки из «Сузёмья»: «Махонька – самый счастливый человек на свете. Нет у неё богатства, не тяготится она нищенством. Она свободна. И летает, как птица, из одного века в другой со своими старинами…»

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина ЖУРАВЛЁВА, фото из архива участниц коллектива