Эксперт рассказал о геологии участков для проектируемых объектов по обращению с отходами
В России началось внедрение новой системы обращения с коммунальными отходами. В Архангельской области планируется ликвидировать несанкционированные свалки и построить новые полигоны и мусоросортировочные комплексы. В этой связи у общественности возникает немало вопросов, касающихся геологического строения земельных участков, где могут быть возведены новые инфраструктурные объекты системы. Особо пристальное внимание приковано к предпроектным идеям строительства экотехнопарков на станции Шиес в Ленском районе и около станции Рикасиха под Северодвинском.
О том, насколько пригодны с геологической точки зрения эти земельные участки для размещения полигонов ТКО, в студии телеканала «Регион 29» рассказал Александр Блудов, профессиональный геолог с многолетним стажем, начальник отдела информационного обеспечения недропользования Территориального фонда геологической информации по Северо-Западному федеральному округу. В ведении учреждения находится единая информационно-аналитическая система геологического изучения недр и недропользования на территории СЗФО. ТФГИ занято ведением территориального банка цифровой геологической информации, банка данных по вопросам недропользования и другими вопросами, включая кадастр подземных вод.
По словам Александра Блудова, Архангельская область с геологической точки зрения – уникальный край. В первую очередь, благодаря двум месторождениям алмазов (имени М. В. Ломоносова в Приморском районе и имени В. П. Гриба в Мезенском районе). В Поморье находятся два месторождения бокситов и ещё около 400 месторождений различных видов полезных ископаемых, минеральных и пресных подземных вод.
Один из аргументов противников строительства экотехнопарка под Шиесом касается геологии. Это болотистая местность, где берут начало многие реки, и если здесь будет размещён объект ТКО, это грозит засорением водоёмов, подземных вод и последующими экологическими бедствиями.
– Ленский район – это не истоки Вычегды, – поясняет эксперт. – Истоки Вычегды – в Республике Коми. Железнодорожная станция Шиес расположена рядом с небольшим правым притоком реки Шиес. Уже в этом году были запросы (в ТФГИ по СЗФО. – прим. ред.). Первый касался наличия месторождений полезных ископаемых на территории, где планируется строительство технопарка. На этот запрос мы ответили отрицательно. Второй вопрос касался наличия месторождений подземных вод. На сегодняшний момент, при данной степени изученности этой территории, ближайшее месторождение находится в районе посёлка Урдомы. Это 32 километра. На мой взгляд, разработка площадки и обустройство этого полигона никак не повлияет на существующие месторождения.
Геолог отмечает, что учреждение располагает материалами, составленными на основе трёх бурений непосредственно в Шиесе и поблизости на глубины до 34 метров.
– Строение (грунта – прим. ред.) приблизительно такое: сверху – почво-растительный слой, на отдельно взятых площадках – верховая заболоченность, далее – моренные отложения – это то, что оставил ледник. Причём по всему разрезу идут валунно-галичные консистенции, которые с инженерно-геологической точки зрения обладают хорошей несущей способностью для строительства сооружений, а с точки зрения гидрогеологии являются практически непроницаемым экраном для инфильтрации поверхностных вод в недра, – говорит Александр Блудов.
Вместе с тем он обращает внимание, для того чтобы обустроить карьер, необходимо провести изыскания. Инженерные изыскания ведутся вне зависимости от степени предшествующего изучения участка и полученного заключения. Отвечая на вопрос, могут ли изыскания выявить какие‑либо нарушения, которые способны повлиять на ход реализации проекта, эксперт ответил, что теоретически такое может произойти, но в его практике таких примеров ещё не было: заключения пишутся с опорой на данные реально проведённых на объекте работ.
Речь также зашла и о предполагаемом строительстве объекта инфраструктуры обращения с ТКО под Рикасихой. Александр Блудов сообщил, что пока его ведомство не располагает достаточно полной информацией.
– Нужны более детальные исследования. Мы пытались провести анализ, что делалось с привязкой к тому земельному кварталу, который выделен. Могу сказать только одно – сделать однозначный вывод нельзя. Нет конкретных горно-буровых выработок в этом районе. Где‑то породы водонасыщенные, где‑то – изолированные. Соседствующий квартал в своё время был выделен для нужд министерства обороны. Там проводились работы, я уверен. Но есть информация широкого доступа, а есть информация, которую можно получить только представителям определённых организаций. Мы к ним не относимся, – сообщил эксперт.
Говоря о действующих устаревших областных свалках, Александр Блудов усомнился, что в прежние годы власти инициировали подобные исследования перед строительством таких объектов. Он также подчеркнул, что теперь места под объекты инфраструктуры обращения с ТКО выбираются с учётом геологии, логистики и экономики.
– С точки зрения геологии может быть и можно выбрать другой участок. Но такие сооружения во многом увязываются и с экономикой. Можно возить мусор в отдалённый абстрактный район, но сколько будет стоить перевозка? Я считаю, что общественности нужно следить за строгим соблюдением технологий на стадии проектирования и строительства, чтобы потом не получилось, что на бумажке одно, а в реальности – другое. Но вопрос‑то (обращения с ТКО – прим. ред.) всё равно нужно решать. Мы никуда от этого не уйдём, – заключил эксперт.
Дополнение к уже действующему соглашению между регионами подписали 15 ноября губернатор Архангельской области Игорь Орлов и мэр Москвы Сергей Собянин. Соглашение связано с доставкой на станцию Шиес Ленского района отходов из Москвы.
Председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев прокомментировал подписание соглашения:
– Обеспечить строительство объектов образования, спорта, культуры, транспортной инфраструктуры и всего, что касается сферы ЖКХ и коммунальной энергетики. То есть эти вопросы будут урегулированы этим соглашением, и в ближайшие три года нас ждёт серьёзная работа с инвестором для того, чтобы можно было эти деньги использовать и применить для развития региона.
Кроме того, между регионами подписано соглашение по Ленскому району. До конца года туда направят целевой трансфер – 17 миллионов рублей. На эти деньги в первую очередь закупят машины скорой помощи, пассажирские автобусы, транспорт для коммунального хозяйства, уличные светильники. В целом на развитие инфраструктуры Ленского района в ближайшие три года выделят 1,5 миллиарда рублей.