Библиотека имени Добролюбова вновь стала местом силы для любителей и профессионалов дизайна.
Международный фестиваль «Типомания» продолжает расширять свою географию. На седьмом году его истории помимо Москвы присутствуют Санкт-Петербург, Томск, Челябинск, Ижевск, Красноярск и, что приятно, Архангельск. Здесь ему было отведено целых три дня – с 9 по 11 июня.
Второй этаж Добролюбовки. В залах экспозиции – необычные, шокирующие, непонятные, притягивающие взгляд плакаты. Тема богатейшая: «Восток – Запад». Вопреки известному высказыванию Киплинга, две стороны света гармонично выстроились в единую картину. Где‑то пёструю до рези в глазах, а где‑то предельно лаконичную. Около 120 постеров раскрывали богатство географии дизайнерской мысли: Китай, Япония, Иран, Швейцария, Италия… Было очевидно: и арабская вязь, и иероглифы, и латиница с кириллицей в умелых руках способны стать как самостоятельным произведением искусства, так и прекрасной его частью. Организатор архангельской части «Типомании» Виктор Тяпков представил публике Александра Васина, преподавателя графического дизайна, одного из основателей фестиваля.
Александр сразу объяснил:
– Типомания – это такое маньячество по шрифтам, нездоровая любовь к буквам. И то, что типографическая выставка проходит в библиотеке, – лучше не придумаешь.
В ходе беседы он поделился и другими рассуждениями:
– Любой незакреплённый предмет падает вертикально вниз.
Что тут же и продемонстрировал с помощью авторучки, которую одолжил у одной из журналисток. Авторучка упала и рассыпалась. Слушатели утвердительно кивнули.
– Везде нас окружают вертикали и горизонтали. Именно поэтому мы живём в таком прямоугольном мире. Попробуйте представить, каким бы он был, если бы гравитация действовала наклонно. Какие здания были бы из кирпичей скошенной формы?
Именно такой умозрительный выход за рамки шаблонов и предлагает сегодня «Типомания». Раскрытие творчества и академические знания о визуальной культуре формируют в итоге облик города, которым мы сегодня так часто недовольны.
– Даже создание простой таблички – это не просто взять надпись заглавными буквами шрифтом из каталога windows, добавить ей жирности и разместить по центру листа. Расположение, начертание, форма – всё имеет своё значение.
Несмотря на международный статус мероприятия, формат выставки максимально демократичный. Здесь нашлось место и для молодых художников, и для заслуженных мэтров. Возраст, пол, национальность, вероисповедание, позиция авторов в мировых рейтингах в критерии отбора не входили. Только качество и уровень работ. Кстати говоря, выставляться они будут ещё месяц.
Под стать экспонатам и публика: вот красавица с причёской цвета морской волны, вот загадочный странник в балахоне с капюшоном, а тут прохаживается Клетчатый в кедах и с рюкзаком. Джинсовый хиппи с хаером до лопаток, бородатый хипстер в толстовке, задумчивый крепыш с перевёрнутым крестом на шее, обаятельная дама в тяжёлых ботинках, юные красотки с татуировками на видных местах идеально дополняли экспозицию. Очень много надписей – на груди, спине, рукавах. Формат мероприятия обязывает.
Первая часть мастер-класса – в выставочном зале Союза художников на проспекте Космонавтов. Уже на подходе виден новаторский образ мысли хозяев здания. Его торец от фундамента до крыши украшает работа немецкого граффити-райтера Вау 123: смелая, загадочная и не по‑северному яркая. Поверх неё унылая, зато трёхметровая вывеска с надписью «СТЕКЛО•ЗЕРКАЛА ВХОД СО ДВОРА». А внутри – выставка эротической живописи категории 18+. Все этикетки к произведениям выполнены жирным шрифтом из каталога windows. С выравниванием по центру, естественно. В этом необычном окружении и прошли лекция и мастер-класс по подготовке эскизов грандиозного полотна.
– Пространство создают не только объекты, но и воздух вокруг них. И смысла он несёт ничуть не меньше, а зачастую – гораздо больше. Смотрите, как буква ионизирует пространство вокруг себя. Смотрите на силовые линии, которые она излучает. Это и есть контрформа, – объясняет Александр Васин. – Чем выше напряжение, чем большую область вокруг предмета занимает его контрформа, тем он сильней.
В таком ключе и работали. Задача – сделать непрерывную строку с алфавитом от А до Я таким образом, чтобы каждая предыдущая буква сливалась с последующей, не образуя пустот. Тут тебе и индивидуальное, и коллективное созидание – высшая радость для любого творческого человека. Результат – готовый эскиз огромного забора за Добролюбовкой. Там после перерыва и встретились.
Погода, несмотря на прогноз, радовала. Васин прибыл на велосипеде, с которым, кстати, и прилетел. На нём же он собирается добраться и до Северодвинска, к морю. Если не искупаться, то, по его словам, хотя бы увидеть. Остальные организаторы привезли всё необходимое: баллончики с краской, наконечники к ним и перчатки. Разметили арт-пространство, и работа пошла.
Чуть больше часа потребовалось авторам для того, чтобы украсить бетонное сооружение, отделяющее храм культуры от территории бывшего пивного завода. Тоже, кстати, объекта культурного наследия. Результат перед вами.
комментарий
Мы задали свои вопросы Виктору Тяпкову, организатору фестиваля «Типомания» в Архангельске
– Виктор, как вы считаете, почему «Типомания» стала необходимой Архангельску?
Виктор Тяпков. – Такие события нужны не только Архангельску. Но если в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге уже есть студии и авторы с громкими именами, получающие места на международных выставках, то у Архангельска всё впереди. Нужно повышать уровень «насмотренности», растить профессионалов здесь, чтобы город развивался, чтобы развивалась его визуальная культура.
– На кого вы рассчитывали, организовывая её здесь: на широкую публику или больше на профессионалов – настоящих и будущих?
– Как и любое культурное мероприятие с открытым входом, она рассчитана на самые широкие массы. Если бы мы задумывали что‑то узкоспециальное, то, наверное, так сильно его и не афишировали.
– Не удивило ли, что фестиваль вызвал такой интерес и резонанс?
– Я вообще не думал про резонанс. Если делаешь что‑то подобное с расчётом именно на общественный отклик, то ничего хорошего не получится. Да, здорово, что заметили, давали в эфир по телевизору. Может быть, на этой волне и Архангельск стал заметен. Но, повторюсь, своё дело надо делать несмотря ни на что.