Геннадий Панин, известный далеко за пределами этих мест краевед, собрал в своём монументальном труде 2252 статей, содержащих подробные сведения по истории Каргополья.
Чтобы читатель знал, что автор ничего не выдумал, Геннадий после каждой опубликованной в «Календаре…» статьи дает ссылку – откуда изложенное в книге сообщение взято.
Историю Каргопольского края книга ведет с 1137 года, то есть почти тысячелетие.
Историческое Каргополье занимало огромную территорию Поонежья, простиравшуюся до Белого моря. По поводу 1137-го года автор ссылается на Уставную Грамоту Новгородского князя Святослава Ольговича. Документом определена «десятина», которую должны были вносить в фонд Святой Софии. Требование касалось погостов (поселений), находившихся «в Онеге и Колмогорах». Причем десятина шла не только с доходов за различные продажи. С храмом Святой Софии, центром Новгородской митрополии, пришлось делиться и при уплате дани, а также различных «вир» (денежных штрафов).
Как чудь усмиряли
Эта грамота стала следствием экспедиции новгородцев, захватывавших для своей «феодальной республики» новые двинские земли. Этот же документ впервые упоминает погост на «волоке в Моше», находившийся близ будущего Каргополя. Сам город возник лишь через девять лет – в 1146 году. Его появление связано с деятельностью князя Вячеслава Белозерского. Владения князя, располагавшиеся в западной части территории современной Вологодской области, стали страдать от варварских набегов знаменитой чуди. Легендарные ныне пришельцы разоряли дворы простых белозерцев, жгли их дома и грабили имущество. Терпеть безобразие князь не пожелал, собрал дружину и отравился чудь белоглазую усмирять. Рейд дружины прошёл успешно. В летописи сказано, что «противники побежали свои жилища и селения, побежав от княжеской рати».
Во время возвращения дружины с утомительного похода воины вышли на большую плодородную равнину, расположенную на возвышенном и удобном для выращивания хлеба месте. Место это Вячеславу настолько понравилось, что он решил оставить здесь часть дружины, организовав поселение, современное название которого – Каргополь – переводится как «воронье поле».
Возможно, город стал называться так не только из-за наличия там ворон – поля здесь оказались насыщенно плодородного «вороньего» цвета.
«Наркоторговец» и бездетная царевна
В письменных же источниках город (уже именно как город) впервые упоминается в 1378 году. Это произошло в Устюжском летописном своде. Документ сообщает нам, что Великий князь Дмитрий Донской сослал в Каргополь (на Лачь-озеро) какого-то попа. Антихрист в поповской рясе был задержан перед успешной для русских войск «Битвы у реки Воже». Поймали священника за распространение среди наших бойцов «меха» (кожаного мешка) с «лютым зельем». Наркоторговца XIVвека, конечно же, заточили, а «зелье пожгли».
Первое упоминание Каргополя как места ссылки сыграло с городом не совсем хорошую шутку. Сюда продолжали ссылать и дальше. В 1525 году Каргополь даже стал местом наказания для Великой княгини Соломониды Юрьевны, жены Великого князя Василия Иоанновича. Супругу правителя государства отправили в Каргопольский монастырь за то, что она в течении 20 лет не могла подарить благоверному наследника русского престола. С этим делом успешно справилась Елена Глинская – вторая жена Василия Иоановича. Ее сын Иоанн в весьма скором времени станет одним из самых знаменитых правителей России – Иваном Грозным.
Уже в первые годы правления этого государя было принято историческое решение, приведшее Каргополь к процветанию. В 1536 году от имени малолетнего Ивана IV была принята Уставная грамота, по которой город на реке Онеге становился единственным в Московском государстве местом, где была разрешена торговля солью. Монопольная продажа крайне дорогого в средние века продукта озолотила городскую казну. Помогли Каргополю и тяжелые для многих времена Опричнины. Город попал в элитную, «опричную» часть государства. Каргопольский уезд стал административным и культурным центром северного края, куда поступали богатства из других, менее значимых для царя северных территорий.
Разбой и Смута
В 1612 году, в период Смуты, город подвергся нападению польско-литовских завоевателей. Защитники Каргополя во главе со стрелецким головой Иван Радиловым произвели отчаянную вылазку, полностью разгромив окруживших город врагов. К сожалению, после этой победы мир в город не пришел. За дело разграбления Каргополя взялись татары вместе с беглыми казаками. В 1614 году бандиты числом почти в четыре с половиной тысячи человек устроили опустошительный рейд по всему Каргопольскому уезду. Безжалостными ордами было замучено и посечено 2325 человек. Набеги казаков оказались столь опустошительны, что в деревнях некому было хоронить погибших.
Разбои продолжались несколько лет, вплоть до 1620 года. Борьбу с ними решили повести нетрадиционным путем. Вместо того чтобы всех «лихих людей» вешать на первом попавшемся суку, их решили амнистировать. В сентябре 1614 года белозерский воевода Чихарев, а, следовательно, и главы других регионов России, получили именной указ царя Михаила Федоровича (первого государя из династии Романовых), гласившего «Объявить казакам всепрощение, пригласив на государственную службу с выплатой денежного довольствия». Казаки потребовались для борьбы с внешним врагом – шведами, вознамерившимся «оттяпать» у нас «Кемску волость».
Глава «Русской Америки»
В следующем, XVIIIвеке, Каргополь дал миру личность государственного масштаба – Александра Баранова. Александр Андреевич родился в Каргополе 3 февраля 1746 года. Дипломат, поэт и государственный деятель известен в первую очередь тем, что стал первым правителем «Русской Америки». Находясь во главе заморской территории России целых 28 лет, Баранов смог превратить крайне захудалую территорию в процветающий край. Благодаря его стараниям значительно расширились торговые связи Русских поселений Северной Америки с Калифорнией, Гавайями и Китаем. Кроме строительства укрепленных поселков, Баранов основал верфь, положив начало местному судостроению. При его непосредственном участии в Русской Америке был построен медеплавильный завод, организована добыча угля. Для образования местного населения даже построили школу. Деяния Александра Андреевича оказались настолько велики, что ему, единственному из русских, в США поставили памятник.
«А зори здесь тихие»
Одной из самых примечательных в истории Каргополья страниц является Великая Отечественная война. События знаменитого фильма «А зори здесь тихие» очень похожи на те, что происходили здесь. В сентябре 1942 года фашисты сбросили несколько парашютных десантов в районе станций Няндома и Коноша, а также в Каргопольском районе. Десант, приземлившийся на Каргополье, ставил главную цель исследовать состояние почв и дорог. Эти данные немецкому командованию были необходимы для того, чтобы определить тип танков, способных двигаться по нашей болотистой местности.
Но, как говорится – не прошли! Отважные зенитчицы не дали фашистским диверсантам хозяйничать как у себя дома.
Каргопольское «Возрождение»
Каргопольцы не только воевать умели. Они, к примеру, создавали великолепные шедевры, восхищаться которыми вся мировая общественность не перестает уже несколько столетий. На постройку Благовещенской церкви, созданной в конце XVII века, целых сто рублей выделил сам Петр Первый. В 1909 году, после осмотра величественного храма, знаменитый российский реставратор Игорь Грабарь написал, что «Южная сторона храма «по изысканности пропорций и вкусу, с которым расписаны по ней узорчатые пятна окон может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения. Но наибольшее впечатление производит убранство удивительно точно найденных по размерам и форме апсид. Оно является шедевром стенной обработки вообще».
Календарь Геннадия Панина при описании бытовых и производственных изменений жителей юго-западной окраины Архангельской области ссылается на районную газету «Коммунар» - «Коммунист» - «Каргополье». К примеру, новость 1924 года. В городе Каргополе пущена в ход первая электростанция. Загорелись «первые 200 лампочек Ильича», увековечивая тем самым память основателя первого пролетарского государства. Или новость 1956 года – совхоз «Каргопольский» приобрел передвижную доильную установку. Это приобретение позволило в два, а то и в три раза сократить время на дойку.
В районной газете была размещена и самая свежая дата «Календаря знаменательных и памятных дат Каргопольского уезда-района». И эта дата из будущего. Она появилась в газете «Коммунист» 28 октября 1978 года. В этот день каргопольские комсомольцы отправили послание членам ВЛКСМ 2018 года. Молодежь 70-х выбрала нынешний 2018-й из-за очень круглого юбилея – столетия комсомола. То юное поколение пожелало нам «вечного мира, любви к Родине, уважения к добрым делам своих предшественников». Пожелания не теряют своей актуальности и поныне.