Почему пьяные водители, по вине которых погибли люди, порой отделываются минимальным или условным сроком, а то и вовсе остаются безнаказанными?
Косени 2017‑го Архангельская область вышла на третье место в Северо-Западном округе по числу жертв пьяных водителей – 29 погибших с начала года. С тех пор в регионе произошло ещё несколько страшных аварий со смертельным исходом и промилле на алкотестере. Так, в ночь на 3 октября на трассе в Каргопольском районе нетрезвый сотрудник УФСИН (теперь уже бывший) насмерть сбил на обочине другого водителя, который остановился поменять колесо.
В комментариях к новостям об очередном алководителе, по вине которого погибли люди, интернет-пользователи часто прогнозируют, что «и этому всё сойдёт с рук». Многие считают, что такие преступники зачастую получают слишком гуманное наказание – условный срок или колонию-поселение. А порой уголовное дело и вовсе прекращается в суде за примирением сторон.
Прокомментировать судебную практику по делам о «пьяных» ДТП с тяжкими последствиями мы попросили судью Архангельского областного суда Александра Гагарского.
Умысел и неосторожность
Александр Гагарский– Все преступления по статье 264 Уголовного кодекса РФ о нарушении правил дорожного движения, в том числе в состоянии опьянения, считаются совершёнными по неосторожности, – пояснил Александр Владимирович. – Имеется в виду, что человек, который сел за руль пьяным и стал виновником ДТП, не имел умысла причинить кому‑то вред или лишить жизни. Поэтому такие деяния относятся к преступлениям средней тяжести. И суд, назначая наказание, руководствуется требованиями закона.
– Какие именно кары ждут пьяных виновников ДТП?
– Это зависит от тяжести последствий. За нарушение ПДД в состоянии опьянения, повлёкшее причинение тяжкого вреда здоровью, наряду с принудительными работами на срок до трёх лет предусмотрено до четырёх лет лишения свободы. Если в ДТП погиб один человек – от двух до семи лет колонии. В случае смерти двух и более лиц – от четырёх до девяти лет лишения свободы.
При этом все осуждённые за пьяную езду лишаются водительских прав на срок от шести месяцев до трёх лет, а также права занимать определённые должности или вести определённую деятельность.
– По поводу неосторожности: вот вменяемый человек принимает на грудь, садится за руль автомобиля, который даже закон относит к источникам повышенной опасности, и выезжает на оживлённую трассу… Разве это не то же самое, что выйти на улицу с ружьём и беспорядочно палить?
– Если такой стрелок в кого‑нибудь попадёт, он будет отвечать за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности. В уголовном праве существует две формы вины – умысел и неосторожность, последняя предусматривает более мягкое наказание.
Соответственно, если водитель умышленно использовал автомобиль для причинения вреда здоровью либо смерти, его действия будут квалицированы совершенно иным образом, и он понесёт более суровое наказание. Но в моей практике таких случаев не встречалось.
– А может ли суд за смертельное ДТП в состоянии опьянения назначить условное наказание или прекратить дело за примирением сторон?
– Да, закон даёт такую возможность. Почему – вопрос не к суду, а к законодателю. Но в 2016–2017 годах дела о причинении смерти по неосторожности нетрезвыми водителями в судах нашей области за примирением сторон не прекращались.
Возникает вопрос: как можно примириться с потерпевшим, который погиб? В этом случае его права переходят к одному из близких родственников.
Отмечу, что прекращение подобных дел является правом, а не обязанностью суда. Принимая такое решение, суд обязан оценить, соответствует ли оно защите прав и законных интересов личности, общества и государства.
Что касается условного наказания, ситуации бывают разные. Например, водитель и пассажир вместе выпивали, затем сели в автомобиль и поехали, машина упала с моста в реку, пассажир погиб. Был такой случай в нашей области, водитель осуждён условно.
Судебная арифметика
– При избрании меры пресечения алководителям следователи в суде ссылаются на угрозу общественной безопасности, которую представляют собой такие люди. Если их оставить на свободе на время следствия, они могут снова выпить и сесть за руль. И суд часто с этим соглашается. Почему этот довод не «работает» при назначении наказания? Ведь если оно будет условным, осуждённый теоретически тоже может продолжать пить и ездить.
– Условное наказание – это не освобождение от наказания. На осуждённого возлагаются определённые обязанности. В случае, если он будет продолжать нарушать закон, суд заменит условный срок на реальный.
– Санкция статьи может охватывать достаточно большой диапазон мер наказания. Четыре года или девять лет, обязательные работы или колония-поселение – разница существенная. Что суд учитывает при выборе наказания из нескольких вариантов?
– Как и по другим уголовным делам, учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность обвиняемого, смягчающие и отягчающие обстоятельства, влияние наказания на осуждённого и условия жизни его семьи.
Если обвиняемый совершил преступление впервые, раскаялся, способствовал раскрытию и расследованию преступления, старался возместить ущерб, имеет на иждивении малолетнего ребёнка либо есть другие смягчающие обстоятельства – суд не вправе назначить ему более двух третей максимального наказания.
А при рассмотрении дела в особом порядке, то есть без судебного разбирательства, наказание также не может превышать две трети максимально возможного.
Вот и считайте: за причинение пьяным водителем тяжкого вреда здоровью пострадавшего предусмотрено до четырёх лет лишения свободы. При особом порядке этот срок снижается до двух лет восьми месяцев. Есть смягчающие обстоятельства – минус ещё одна треть. Остаётся полтора года. И суд никак не может назначить более суровое наказание, потому что это решение будет отменено вышестоящей инстанцией как незаконное. Повторю, такие меры наказания установил законодатель.
– А как в других странах наказывают виновников «пьяных» ДТП?
– Например, в Германии в этом году к пожизненному лишению свободы приговорены два водителя-лихача, ставшие виновниками ДТП со смертельным исходом. Представители немецких правоохранительных органов заявили, что планируются изменения закона, ужесточающие наказание для тех, кто намеренно игнорирует правила дорожного движения и тем самым ставит под угрозу жизнь людей.
– На практике какие меры наказания суды нашего региона применяют к таким водителям?
– Я просмотрел дела, которые проходили через областной суд в этом году, и могу сказать, что каких‑то послаблений им не делается. Почти все обвиняемые в нарушении ПДД в состоянии опьянения, повлёкшем причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, получили реальные сроки. Условных приговоров было только четыре, и у районных судов на то имелись основания, о которых я говорил выше.
С конфискацией автомобиля?
– В 2015 году была введена уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения. На ваш взгляд, это помогло уменьшить число пьяных на дорогах?
– Это преступление небольшой тяжести, и реальное лишение свободы за него назначается только в тех случаях, когда нельзя применить более мягкое наказание. С 2015 года суды нашей области за повторную езду в пьяном виде приговорили к реальному сроку 70 водителей, ещё 75 наказаны штрафами. Они, кстати, по этой статье весьма значительные – от 200 тысяч до 300 тысяч рублей. Предусмотрено ещё такое наказание как обязательные и принудительные работы.
Конечно же, введение уголовной ответственности повлияло на ситуацию. Согласно статистике, число «пьяных» ДТП в нашем регионе по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 41 процент. Но при этом возросло число жертв таких аварий. И с начала года на дорогах области задержано более трёх тысяч нетрезвых водителей, зачастую лишённых права управления. То есть люди, к сожалению, продолжают пить и садиться за руль.
– Как вы считаете, какая мера могла бы на них реально повлиять?
– Полагаю, что конфискация у таких водителей автомобиля. Лишение водительских прав, как показывает практика, малоэффективно. Кроме того, медицинские комиссии должны более строго подходить к допуску людей, злоупотребляющих алкоголем, к управлению транспортным средством. Сегодня эта процедура зачастую проходит формально.